Читатель канала "Московские истории" Leonid Pernikov родился на Верхней Красносельской, в той квартире, где жил его прадед. Здесь его воспоминания об Алексеевском парке, тетеньках у подъезда и дивной смеси запахов - с кондитерской фабрики и хлебозавода.
Я родился и 24 года прожил на Верхней Красносельской улице. В той самой квартире, где когда-то жил мой прадед. В нашей коммуналке было 7 комнат, 36 человек. Огромная кухня с двумя плитами, у каждой семьи своя конфорка. Нам, детям, там было очень здорово, и нас было так много, что даже не ясно, как мы умудрялись появляться на свет - в одной комнате жили три поколения. И это был не самый худший вариант - у нас была ванная, большая редкость для коммуналки.
У подъезда вечно сидели тётки и перемывали кости каждому проходящему. Они же обмывали и провожали в последний путь умерших, они же провожали нас в армию (и встречали!), они же натягивали верёвочку, чтобы получить выкуп в виде пары бутылок чего-нибудь, когда девчонки выходили замуж или ребята женились.
Вспоминаю, как мы с пацанами устраивали походы на почтамт. Тот, который на Комсомольской площади, между Ленинградским вокзалом и Каланчевской. Там на высокой стойке лежала специальная колотушка для гашения марок. Мы покупали марки по 1 копейке и тут же их гасили той колотушкой-штемпелем. Потом благополучно выбрасывали и возвращались к себе во двор. Пешком - по Краснопрудной, мимо книжного магазина в доме 7/9, мимо районного ЗАГСа (район тогда назывался Куйбышевский).
Через дорогу от дома, был Алексеевский парк (никто не знал почему он Алексеевский) с помпезными чугунными воротами при входе, которые, впрочем, всегда были закрыты. Открыта была только калитка, такая же кованая, чугунная. По обе стороны ворот стояли памятники Ленину и Сталину на постаментах в полный рост. В этом парке мы иногда находили кости, это происходило во время каких-то ремонтных работ, когда копали экскаваторы. Гораздо поздней мы узнали, что это была территория Алексеевского монастыря, который теперь вернули церкви. На месте парка было кладбище.
Ещё своей обратной стороной (помойкой) в парк выходил ВНИИРО - Научно- исследовательский институт рыболовства и океанографии (он и сейчас там стоит). Туда частенько выбрасывали из лабораторий китовый ус, который мы подбирали, дивясь его необычности.
Почти в конце Верхней Красносельской находилась кондитерская фабрика им. Бабаева, бывшая знаменитая кондитерская фабрика Абрикосова. А через пару домов - 4-й хлебозавод. Утром бежишь в школу, а на кондитерской утренняя смена начинает варить шоколад или карамель. А на хлебозаводе начинают печь хлеб. Эти два запаха давали такую ароматную смесь, которую мы, красносельские, не забудем НИКОГДА. Хлебозавода давно нет, а кондитерская работает до сих пор, и запах по-прежнему разносится на весь парк Сокольники.
Живу в Сокольниках до сих пор, но уже не в той коммуналке, а в отдельной квартире, которую мы получили с мамой. На окраине Москвы нам предлагали квартиру в два раза больше, но мы остались в родном районе.
Еще о Красносельской: "В одном магазине Абрикосова работают брюнетки, в другом - блондинки", "Припозднившимся жильцам калитку открывали сторожа - дядя Коля и тётя Маша".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru