В 1949 г. году "Литературная газета попросила написать Веру Федоровну Панову статью для новогоднего номера. Она эту статью написала и прочитав ее напечатанной и вдруг ей показалось, что это самое настоящее вступление для какого-то большого романа. И она стала писать этот роман, который дался ей труднее всех остальных ее произведений. В 1953 г. этот роман под названием "Времена года был напечатан и имел успех.
А в 1961 г. Вера Панова написала сценарий по этому роману, а выдающийся театральный режиссер Анатолий Эфрос снял фильм под названием "Високосный год".
В кинофильме две сюжетные линии - истории семей Куприяновых и Борташевичей. И о том, как в течение одного високосного года с 1 января по 31 декабря 1960 г. складывается судьба членов этих семей и рассказывает фильм.
Это семья Куприяновых.
Все проблемы в этой настоящей советской семьи вертятся вокруг старшего сына Геннадия. Хочется отцу с матерью и младшей сестре, чтобы Геня был как все - пошел учиться в вуз, приобрел твердую специальность, нашел свое место в жизни. Учиться Геннадий не любил. Работа его тоже не манила. Жить бы так, чтобы каждую минуту делать то, что в данную минуту хочется. Его девиз по жизни - "Самая нормальная жизнь- ни к чему себя не принуждать". И он не иждивенец на шее у родителей, он имеет профессию шофера, он хочет хорошо зарабатывать, занимать видное место в обществе. Но хочет, чтобы это пришло само собой, а не в результате тяжкого труда, к которому он не готов, так как не хочет себя ни к чему принуждать. Поэтому часто меняет место работы. "Летун" это по-советски называется и очень не одобряется родителями.
На все сетования родителей по поводу его такого образа жизни, Геня отвечает:" Опять агитация! Я же взрослый, дорогие мои!" Да, он уже взрослый, ему 25 лет, но для родителей он все равно маленький. Вот и женился он, не спросив родителей, привел в дому жену Ларису. А потом "вдруг" разлюбил ее. Говорит совершил ошибку. Ларисе пришлось сделать аборт. И кончилось терпение у отца и сестры и, несмотря на возражения матери, выгнали они, по их мнению, "паразита" Геню из дома, пусть жизнь его перевоспитает. Зато оставили жить у себя Ларису, нельзя ей с позором в свое общежитие возвращаться.
И, если бы роль Гени играл бы другой актер, а не Смоктуновский, и режиссером был бы не Эфрос, то фильм был очередной агиткой про очередного "Власа, лентяя и лоботряса." Из романного примитивного лентяя, нытика и эгоиста в исполнении Смоктуновского Геня превратился прям в какого-то непонятого никем Печорина", "лишнего советского человека." И не вызывает он отторжения и осуждения, а только интерес, как в такой идеальной советской семье вырос такой "несоветский" персонаж. Упустили что-то родители. Отец все время в разъездах. а мать избаловала своего любимчика. Все ему в жизни легко давалось, и в итоге перед нами уже "уставший" от жизни молодой человек. И нужна хорошая встряска, чтобы эту "усталость" из него выбить. И такая встряска происходит.
Семье не нравится Генино легкое отношение к жизни, его безответственное поведение, его друзья. "Смотри Геня под ноги, куда идешь!"- предупреждает его мать. И действительно, попал Геня в сети жуликов и мошенников из горторга, где он заведовал гаражом. Чтобы покрыть недостачу, его друзья-жулики сожгли базу горторга и решили виновным сделать Геню. Попросили взять его вину за поджог склада на себя и добровольно сесть в тюрьму. Надо ж спасать товарищество. Эта сцена в фильме, где они уговаривают Геню сесть - настоящий шедевр.
А еще в фильме небольшая, но очень запоминающаяся роль у Льва Дурова.
Не уговорили они Геню сесть в тюрьму и на обратном пути домой Малютка ему пику под ребро сунул, чтобы не сдал он воровское товарищество. Но выжил Геня. а жуликов этих всех посадили и судить собираются.
И вторая семья Борташевичей, чья история рассказывается в фильме параллельно истории семьи Куприяновых. А связывает эти две семьи криминальные моменты в жизни Гени Куприянова и главы семейства Борташевичей.
И происходит в семье Борташевичей такая же трагедия, как и у Куприяновых. Милиция арестовала всю шайку расхитителей, в которую входил и Борташевич. И потом милиционеры пришли и к Борташевичу домой арестовать и его. И Борташевич кончает жизнь самоубийством.
Вот две семьи - одна идеальная советская с принципиальным отцом, руководящим советским работником матерью, а сын Геня вырос эгоистом и лоботрясом. И другая - отец, руководящий работник торговли и вор, мать-мещанка и стяжательница, а дети - идеальный продукт советского воспитания. Дочь Катя честная и порядочная девушка, а сын Сережа добрый и отзывчивый товарищ.
То есть не всегда яблоко от яблони недалеко падает. Что в одной семье, что в другой. И у идейных и принципиальных советских родителей, может вырасти сын - эгоист и прожигатель жизни, а в семье вора, но доброго и отзывчивого человека, который и воровал то для обеспечения жены и детей, создавал им все условия для жизни, - порядочные дочь и сын.
А кончается фильм опять встречей Нового года. Прошел этот тяжелый високосный год. Леонид Куприянов вновь в пути, ведет в Новый год состав, Катя Борташевич ушла из вуза и пошла работать, чтобы обеспечивать себя и брата, мать бросила их уехала в другой город, Сережа Борташевич хочет уехать в геологическую экспедицию в Республику Коми, Геня лежит в больнице и ждет суда, а Дорофея Куприянова стала и.о. мэра. И у всех надежда на лучшее в новом году.
Другие статьи на нашем канале о фильмах по произведениям Веры Пановой.
"Евдокия"
"Рано утром"
"Проводы белых ночей"
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал