Найти тему
Спрут

Возвращение Джима Керри или почему стоит посмотреть сериал «Шучу»

Оглавление

Джим Керри подарил целому поколению огромное количество веселых и добрых комедий. «Маска», «Тупой и еще тупее», «Гринч — похититель Рождества» — все эти фильмы вызывали искреннюю улыбку у зрителей на лице, причем не в последнюю очередь благодаря мастерству Джима представить персонажа комичным и гротескно-веселым. Керри известен и по драматическим фильмам: в «Шоу Трумана» он отлично изобразил человека, сомневающемся в истинности мира, вокруг которого живет, а позже, в 2004 году, снялся в прекраснейшем фильме Мишеля Гондри «Вечное Сияние Чистого Разума», доказав, что он актер, способный взять показать великую многогранную любовь. Так ему удалось завоевать и аудиторию, любящую серьезные драмы, и зрителей, предпочитающих задорные комедии. К тому моменту он уже получил немало наград за свое мастерство — в том числе премию за «Лучшую мужскую роль».

Но, к сожалению, после 2004 года в карьере актера последовали довольно непримечательные фильмы, которые были намного слабее предыдущих его работ. А в 2015 году возлюбленная Джима Керри, Катриона Уайт, покончила жизнь самоубийством спустя несколько дней после расставания с ним. Её семья впоследствии обвинила актера в её смерти и подала на него в суд. После этих событий у Джима началась сильная депрессия, в результате которой он и пропал на долгое время и сильно изменился — например, начал заявлять, что никакого Джима Керри не существует, и что все артисты невидимые люди, которые создают свои аватары на показ, а потом осознают, что придуманные ими аватары и вовсе не существуют.

Джим Керри и Катриона Уайт
Джим Керри и Катриона Уайт

Но, к счастью, в 2018 году кое-что изменилось: Мишель Гондри и Джим Керри снова объединились и смогли создать один из лучших сериалов последних лет. Также можно предположить, что Джиму стало легче после нескольких тяжелых лет — как сам признавался актер, ему очень помогло в духовном восстановлении его давнее и любимое хобби — рисование. В этой статье мы разберемся, почему творение двух авторов ни в коем случае нельзя пропускать.

Сериал про Керри

Дейв Холстейн, шоураннер сериала «Шучу», признался в одном из интервью, что изначально писал сценарий именно под Джима Керри. В тот момент, когда работа над сюжетом была полностью закончена, и роль предложили Джиму, он долго не отвечал. Создателям сериала пришлось даже начать искать другую кандидатуру, но у них ничего не выходило, так как у всех складывалось ощущение, что они пытаются одеть чужой костюм на неподходящих актеров. В итоге выяснилось, что Керри прочитал сценарий, и ему все даже понравилось, но только он сильно сомневался в своем участии, ведь «Шучу» — это телесериал. У актеров Голливуда есть поверье, что если звезды идут сниматься на телевидение, то это значит, что они идут «умирать». Сама по себе эта история забавна, потому что после «Вечного Сияния Чистого Разума» и «Лемони Сникета: 33 несчастья» актер ни в чем хорошем не снимался шестнадцать лет. В итоге Джим согласился, узнав, что над сериалом будет работать Мишель Гондри.

Почему выбор пал именно на Джима Керри? Как мне кажется, у него есть невероятная способность перевоплощаться из комического героя в драматического, создавая сильнейший контраст, который позволит зрителю увидеть многогранного героя. Именно такой главный герой был нужен сериалу. Свое мастерство актер уже доказал по своим ролям в «Шоу Трумана», «Человеке на Луне» и «Вечном Сиянии Чистого Разума». К тому же в каком-то смысле роль в сериале «Шучу» можно назвать автобиографической для Керри. Ведь главный герой — Джефф Пиклз, всемирно известный телеведущий детской программы, обожаемый всеми детьми и вынужденный постоянно находиться в одном образе; он, как и Джим, — публичная личность, а поэтому должен жить, не показывая переживания личной трагедии, — смерти сына (у самого Керри, как было сказано ранее, тоже случилась потеря: самоубийство бывшей девушки). Я осмелюсь сказать, что весь сериал в принципе является сильной аллюзией на жизнь актера, что в свою очередь делает игру Керри еще более правдоподобной.

-3

Не смерть, а воскрешение

Несмотря на голливудскую «примету», можно считать, что неожиданное участие Джима Керри в телесериале — это не смерть, а, наоборот, воскрешение. Картина ставит перед зрителем вопросы, показывает тяжелые жизненные ситуации, с которыми каждый из нас может столкнуться, и предлагает свои ответы и решения; она обладает своим шармом и может не только развлекать, но и говорить о важных темах.

Завязка сюжета «Шучу» состоит в том, что Джефф Пиклз, известный ведущий детской кукольной телепрограммы, до какого-то момента имел прекрасную семью, но в один день, когда его жена везла двух сыновей-близнецов в школу, случилась авария, и один из детей погиб из-за того, что не пристегнулся. После этой трагедии в личной жизни Джеффа все рушится, с ним разводится жена, хоть он её еще любит, — и в глубине души винит её в смерти сына, что во многом и разрушило их брак, — а отношения со вторым сыном у него только ухудшаются. При всем этом герой должен ходить каждый день на работу, где его главной обязанностью является веселить других детей по всему миру. Здесь уместно упоминание одного анекдота.

Мужчина приходит к врачу. Жалуется на депрессию, говорит, жизнь груба и жестока, что он чувствует себя одиноким в угрожающем мире. Врач предлагает простой рецепт: «Великий клоун Пальячи сегодня в городе, сходите, это вас подбодрит». Мужчина взрывается слезами. «Но доктор», - говорит он - «Я и есть Пальячи». — Анекдот Роршаха.

После этой трагедии персонаж хочет подготовить смотрящих телепередачу детей к трудным обстоятельствам жизни (к которым сам он не был готов) и объяснить им через призму детской программы, что жизнь не всегда будет дружелюбна к ним. Хоть герой Керри очень долгое время не мог принять перемены в своей личной жизни и постоянно пытался вернуть жену, он к какому-то моменту понимает, что жизнь продолжается, и ему тоже пора двигаться дальше. Во втором сезоне даже есть целый эпизод, который является полноценной серией кукольного телешоу, где Джефф рассказывает детям про развод и перемены в нашей жизни, которых не нужно бояться, — ведь они будут всегда. Эту серию я считаю одной из ключевых, потому что именно в ней поднимаются одна из главных тем всего сериала: изменений — особенно если их невозможно избежать — не нужно пугаться. В любом другом сериале такая «кукольная» серия могла бы выглядеть лишней, слишком вычурной или, так скажем, «детской», но у Мишеля Гондри получилось сделать её так, чтобы все смотрелось органично — она отлично вписывается в комично-шутливую, но при этом исполненную печалью атмосферу «Шучу» (это, кстати, еще одна особенность произведения: контрастность не только веселого снаружи и страдающего внутри главного персонажа, но и всего сериала, совмещающего в себе смешное и печальное). К этому эпизоду зрителя вели с самого начала сериала. Ведь весь первый сезон Джефф не мог подписать документы о разводе, хоть его бывшая жена уже начала встречаться с другим мужчиной, и только в эпизоде своего кукольного шоу у него это получилось, герой окончательно осознал, что нужно идти дальше, в будущее.

Создатели сериала показывают уже в следующей серии, что у всего могут быть свои последствия — а каждый наш поступок неоднозначен и влечет за собой как положительное действие, так и отрицательное. Дело в том, что после того, как герой Джима Керри рассказал в своем телешоу, что развод — это не всегда плохо, а, наоборот, в определенных обстоятельствах даже хорошо, ему стали звонить с обвинениями: мол, после этого эпизода чьи-то родители развелись, а Филиппинского Джеффа Пиклза (нельзя забывать, что это шоу мировое) казнили, так как развод в той стране вообще запрещен. Тем самым, зрители понимают, что Джефф вроде поступил и правильно, но не учел те многочисленные последствия, которые произошли после выпуска эпизода.

Также одной из интересных тем, поднимаемых в сериале, является тема постоянного выбора между работой и семьей, который делает почти каждый из персонажей этой истории. Зрители узнают во втором сезоне, что мать Джеффа и Дидры Пиклз (сестра героя, которая создает кукольные игрушки для телешоу) ушла от них еще в детстве, потому что, по её словам, они были для нее обузами и она не хотела тратить часть своей жизни на их воспитание. А вот их отец, Себастьян Пиклз, с одной стороны тоже выбрал карьеру, но только он построил её вокруг счастья своих детей, ведь он помог своим детям создать телешоу, которое стало популярно на весь мир. В то же время у сестры Джеффа, Дидры, в семейной жизни все сложилось, скажем так, двояко (однако же спокойно): после нескольких лет замужества она узнала, что её возлюбленный гомосексуал, из-за чего подала на развод. И во время этого процесса выяснилось, что все права на созданные ею кукольные игрушки оцениваются в $200 млн. По закону она должна сделать выбор: отдать права на куклы своему мужу, сохранив права опеки над своей дочкой, или же обладать игрушками, но оставить дитя под опекунством бывшего. Вначале Дидра выбрала дочку, но когда увидела, что созданные ею игрушки используются во второсортной рекламе, то не смогла этого вытерпеть и согласилась отдать права опеки мужу. Она поняла, что дочка никак не пострадает, если будет жить вместе с отцом — чего не скажешь про репутацию кукол. Для Дидры эти игрушки тоже являются в каком-то смысле семьей, потому что она работала над ними почти всю свою жизнь, и они, буквально, стали важной её частью. Если героиня и не нашла золотую середину, то от крайностей она точно смогла спастись.

Я всю свою жизнь чувствовал, что должен выбирать между семьей и карьерой, но только сейчас я понял, что выбор очевиден, потому что одно реальность, а другое — фантазия. — Джефф Пиклз.

И еще одна тема, которую затрагивает сериал, — ложь. Создатели задаются вопросами, когда она спасительна — а когда не может дать человеку покоя? Где находится граница между ложью во спасение и губительным враньем? Когда горькая, но всё же правда — это единственный, хоть и жестокий способ залечить душевные раны? В поисках ответа на заданные вопросы поможет сравнение. Мать Пиклзов страдает деменцией. Для неё истины как таковой уже не существует: есть лишь остатки воспоминаний, которых не коснулась болезнь. Она живет в доме престарелых, где людям с такой болезнью оказывают уход. В том числе им создают декорации времен их молодости, чтобы они не чувствовали себя брошенными в этом большем мире, но могли радоваться и получать какое-никакое наслаждение от жизни. Конечно, это «ложь во спасение», иллюзия, которая, однако же, облегчает жизнь страдающим людям.

-6

А вот жена Джеффа, наоборот, пытается принять жестокую реальность — правду, если хотите. Она требует от комика обвинений в том, что она виновата в смерти сына, она хочет, чтобы он признал её вину, ведь все это время чувствовала, что именно из-за нее погиб их сын. Однако никто из близких открыто не винил её в произошедшем. Именно осознание своей вины не дает ей спокойно жить — но станет ей легче после того, как она получит обвинения? Нужны ли они ей? Как бы тяжело ей ни было, только правда спасительна для неё, и только правда — это её шанс идти в будущее.

Нет худа без добра

Что скрывается за тяжестью и грустью сериала? Как показывает прекраснейший финал истории семьи Пиклз (которого я, однако, коснусь лишь слегка, чтобы не портить все впечатление от сериала), даже после самых печальных страниц и событий, в жизни каждого из нас может произойти чудо. Необходимо усвоить из всего этого урок — пусть даже совершая крупные и неисправимые ошибки, проигрывая, теряя близких тебе людей; после всех бед все равно нельзя опускать руки — нужно принимать, впитывать осознавать всю боль... и идти дальше. А главное: нельзя бояться после всего произошедшего быть счастливым.

-7

Выходит, что «Шучу», о «телевизионности» которого беспокоился Керри, получился сериалом со своим уникальным стилем, атмосферой, и, самое главное, идеями. Это не второсортная комедия с незамысловатыми шутками, за которыми не стоит никакой истории и смысла, это и не абсолютно черная история, которая все свои идеи подает «в лоб»; к тому же сериал не выглядит дешево — и операторская работа, и постановка здесь выполнены на вполне высоком уровне. Наконец, отличная совместная работа знаменитого Джима Керри и небезызвестного Мишеля Гондри придают «Шучу» свой, особый шарм и делают его картиной по-настоящему интересной, оригинальной и сентиментальной.

Автор материала: Иван Кардашиди