“Когда начинается отлив, становится видно, кто купался голым”
Уоррен Баффет
Не так давно дал комментарии ЦИАНу на тему “Как сохранить компанию в период кризиса”. Поделюсь и с вами своими мыслями.
О ПРОШЛОМ ОПЫТЕ
Кризис 2008 года для Vesco Group был очень тяжелым, его последствия мы разгребали последующие 5 лет. Много проектов было закрыто, а люди – уволены. Основная ошибка – сильная диверсификация бизнеса, хотя в тот момент нам это казалось благом. Наличие многочисленных непрофильных проектов, которые требовали инвестиций и компетенций, оттягивали все ресурсы от основных бизнесов. В частности, речь идет об агентстве элитной недвижимости Vesco Realty, которому мы не уделяли должного внимания в тот период.
К кризису 2014 года мы подошли более подготовленными. Этот период выразился в активизации спроса на недвижимость, что позволило нам не только спокойно преодолеть сложности, но и накопить небольшие резервы на будущее. Запущенная с 2013 года стратегия развития агентства недвижимости не только не приостановилась на тот период, но некоторые процессы мы даже форсировали.
Учитывая прошлый опыт, к 2020 году мы подошли подготовленными как никогда.
5 ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ
- Если вы занимаетесь серьезным бизнесом с долгосрочными планами на развитие, всегда должен быть резерв, чтобы пережить такие колебания и не менять стратегию.
- Наличие долгосрочной стратегии. Например, в начале года мы приняли план развития Vesco Realty на 5 лет, на который последние события никак не повлияли. Мы движемся четко по намеченному пути, в частности – в сторону качественных услуг для собственников элитной недвижимости.
- Очень важно сохранить команду, которая формируется годами, притирается в разных проектах, закаляется при работе с новыми задачами и вызовами. Нельзя недооценивать ее стоимость. Конечно, самый простой путь – снижать постоянные затраты, а значит сокращать штат. Но если есть глобальная стратегия, нужно переждать за счет накопленного резерва, чтобы выйти из кризиса в хорошей форме и занять позиции тех, кто оказался слабее. Кроме того, сам факт наличия долгосрочных планов и брошенных сил на сохранение ведущих сотрудников станут отличной нематериальной мотивацией в будущем.
- Падение текущей активности – отличная возможность для настройки и повышения эффективности всех бизнес-процессов, работы над крупными проектами и долгосрочными задачами, на которые в обычной жизни нет ресурсов и, прежде всего, времени. Опять же, если есть стратегия и резерв, эти два условия – основополагающие.
- Основным компасом для определения направления движения и выбора реакций на те или иные события являются фундаментальные человеческие принципы. Пожалуй, это главная путеводная звезда в период шторма.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В КРИЗИС
Однозначно, нельзя делать поспешные выводы и основанные на них резкие движения. В состоянии полной неопределенности я также с опаской отношусь к построению планов, ведь буквально уже завтра они могут быть неактуальными.
И крайне важно не расслабляться. Собственникам бизнеса и ключевым менеджерам нужно работать в полную силу, не забывая, что любой кризис – это время возможностей.
А какие ваши рецепты для сохранения вашего бизнеса: что можно и чего нельзя делать в этот острый период? Делитесь в комментариях!
Алексей Аверьянов
Генеральный директор Vesco Group
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte | YouTube