Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Какая работа Андрея Рублёва — самая яркая?

Искусствоведы сыграли с великим иконописцем злую шутку. Сначала они приписали ему едва ли не всю сохранившуюся русскую живопись конца XIV-начала XV — научную карьеру на этом сделало целое поколение. А следующее поколение развенчало находки предыдущего и тоже прославилось. В итоге от выявленного наследия Рублёва остались крохи. Но среди них есть бесценное творение, не утратившее блеска за шесть веков — «Евангелие Хитрово».

Итак, что же осталось в рублёвском списке на сегодня? Два произведения, ясно зафиксированные в древних документах — фреска «Страшный суд» 1408 года в Успенском соборе города Владимир и всем известная «Троица» из Третьяковки. Плюс, абсолютно совпадающие с этими работами по стилю и технике шесть миниатюр из рукописного евангелия, созданного в самом конце XIV-начале XV веков для одного из кремлёвских соборов (в это время Рублёв как раз здесь работал).

Лев, символ евангелиста Марка. «Евангелие Хитрово», Андрей Рублёв, 1390-е годы. РГБ, Москва
Лев, символ евангелиста Марка. «Евангелие Хитрово», Андрей Рублёв, 1390-е годы. РГБ, Москва

В 1677 году царь Фёдор Алексеевич подарил эту книгу боярину Богдану Хитрово (отсюда и название), сейчас она в Российской государственной библиотеке. Иллюстрации из «Евангелия Хитрово» — единственная возможность увидеть краски и линии Рублёва почти в первозданном виде. Их не переписывали и не забивали гвоздями, как это было с «Троицей»; не коптили свечами, как «Страшный суд». Порадуемся.

Искусствовед Михаил Алпатов писал про фигуру ангела: «В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублёва. Мастер превосходно решил трудную задачу — он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность».

Борис Дудочкин, глава научного отдела Музея имени Андрея Рублёва: «Миниатюры „Евангелия Хитрово“ отличают точный, изящный рисунок, гармоничность композиций и светоносность красочной гаммы. Изображения евангелистов — воплощенные образы гармонии и благодати, согласия и чистоты». Полистайте, в этой галерее три евангелиста — Матфей, Марк и Лука.

А праздничный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля, «Васильевский чин» (иконы из которого частью в Русском музее, частью — в Третьяковке), «Звенигородский чин» — все они пали жертвой новых технологий и скептического перепрочтения источников. Теперь это не Рублёв, а какие-то другие мастера, имён которых история не сохранила.