Найти тему
киНоНостальгия

Громила и растяпа. Отличный комедийный дуэт Депардье-Ришар в фильмах гения французской комедии Франсиса Вебера.

"Невезучие" (1981)
"Невезучие" (1981)

Видишь на экране удачный актерский ансамбль, и кажется - ну совершенно очевидный выбор! Но это только кажется. Например, объединить в дуэте Пьера Ришара и Жерара Депардье в 1980-м не выглядело столь уж бесспорным шагом.

К концу 70-х Ришар - популярный фарсовый комик, создавший маску обаятельного растяпы. Он никогда не играл в дуэте с "равноценным" партнёром, даже блистательные Жан Рошфор и Бернар Блие в фильмах о "высоком блондине" - вторые скрипки на фоне его героя.

Депардье же тогда - самый многообещающий актер Франции, звезда культовых лент больших режиссеров - Бертрана Блие, Алена Рене, Клода Соте, Марко Феррери, Бернардо Бертолуччи, Франсуа Трюффо!

Настолько разные по актерской манере звезды, гротескный эксцентрик и глубокий драматический актер. Сделать их партнерами в дуэте - сегодня признанный блестящим кастинговый ход. Сорок лет назад в успехе затеи еще можно было сомневаться. Однако первая же совместная работа - "Невезучие" (La Chevre, 1981) переубедила самых отчаянных скептиков.

"Невезучие" (1981)
"Невезучие" (1981)

Игра в дуэте - не просто присутствие в кадре двух актеров. Дуэт - это актерская "химия", когда исполнители органично взаимодействуют и за отношениями их персонажей интересно наблюдать. Депардье и Ришару повезло, они попали в руки талантливого сценариста и режиссера Фрэнсиса Вебера, "папы" высокого блондина и других культовых героев французской комедии.

Вебер умел не просто придумывать комедийные ходы, гэги и шутки. Ему прекрасно удавалось сделать комедийных персонажей живыми, объемными и обаятельными, наполнить комедию человеческими эмоциями (достаточно вспомнить его же знаменитую "Игрушку" (1976).

"Папаши" (1983)
"Папаши" (1983)

Вот и в "Невезучих", и в последующих за ними "Папашах" (Les Comperes, 1983) и "Беглецах" (Les Fugitifs, 1986) актеры не просто разыгрывают комический сюжет. Им (и сценаристу-режиссеру, конечно) удалось создать прекрасный дуэт мачо-Депардье и "невезучего" Ришара. Смотреть на игру этой актерской пары - сплошное удовольствие и десятилетия спустя. Очеловечить комические маски - огромное мастерство!

"Папаши" (1983)
"Папаши" (1983)

Вебер - автор, тонко чувствующий природу актеров, и это тоже помогло в работе с дуэтом. Вебер прекрасно понимал, что драматический диапазон Депардье гораздо шире, чем комическое амплуа "простака" Ришара. Поэтому если во всех трех фильмах Ришар не выходит из привычной роли трогательного неудачника (этот образ он отшлифовал до совершенства), то у Депардье задачи сложнее - и с ними он тоже справляется блестяще.

Не пережимая, не нарушая дух комедии чрезмерным "актёрством", он тонко показывает перемены в своих героях. Мачо-громила в начале относится с нескрываемым пренебрежением к своему напарнику поневоле - но постепенно проникается симпатией к вечно попадающемуся впросак недотепе. Особенно эмоционально это показано в "Беглецах", где сердце завязавшего с криминалом экс-уголовника растопят нежные отношения бедолаги-папы и его маленькой дочки.

"Беглецы" (1986)
"Беглецы" (1986)

Как уже отмечал, особый дар Вебера - смешивать комическое и эмоциональное, смешное и трогательное. Такие сценарии - подарок для актеров. И на экране видно, с каким удовольствием Депардье и Ришар буквально купаются в своих ролях. Экран буквально излучает пресловутую "химию", когда обе звезды в кадре.

"Беглецы" (1986)
"Беглецы" (1986)

У этих фильмов счастливая судьба. Критики приняли их благосклонно, зрители - полюбили. Все три были очень успешны в прокате - и все три "удостоились" голливудских ремейков. Три ленты одного сценариста-режиссера с теми же актерами-напарниками - и три голливудских версии. Случай небывалый.

Но важно, пожалуй, то, что, собрав хорошую кассу, невезучие, папаши и беглецы не скрылись с этой кассой в далеком прошлом. Сегодня этот "цикл" - признанная классика еще "того самого", старого доброго французского кино. А заразительные мелодии гения французской комедии Владимира Косма звучат чуть ли не в каждом ностальгическом плейлисте золотых 80-х. И это стоит не меньше, чем успех многолетней давности.

"Беглецы" (1986)
"Беглецы" (1986)