Пройдёмся по самолётам учебной и малой авиации, представленным в ульяновском музее истории Гражданской авиации. Я обозначил их на схеме красным цветом.
Начнём с лёгкого павильона, в котором представлены наиболее чувствительные к окружающей среде самолёты.
Самым старым по эпохе, но сравнительно свежим по дате изготовления является АК-1 ‒ первый в СССР пассажирский самолёт. АК-1 создан инженерами ЦАГИ В.Л. Александровым, В.В. Калининым и А.М. Черемухиным в 1923 году. Строился он на Государственном авиационном заводе № 5 на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд создания советского воздушного флота.
Ни одного оригинального АК-1, конечно, не сохранилось. В музее представлен макет в масштабе 1:1, сделанный в 1986 году в Троицком авиационно-техническом училище.
Рядом стоит реплика самолёта У-2, созданного группой Н.Н. Поликарпова в 1927 году. Это один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено порядка 33 тасяч машин.
Данную реплику У-2 с подлинным двигателем М-11 в 1985 году построили силами курсантов Егорьевского авиационно-технического училища. Самолёт снимался в фильме «Верными останемся» и был сильно повреждён. Восстановлен на Харьковском АРЗ в 1988 году, за что получил бортовой номер СССР-1988.
Единственный самолёт заводского изготовления в павильоне музея ‒ Як-12, разработанный в 1940-е годы в ОКБ А.С. Яковлева. Лёгкий многоцелевой транспортный самолёт Як-12М был оборудован четырёхместной кабиной.
Як-12М СССР-56360 в 1984 году привезли из ДОСААФ Чебоксар и сразу отправили на восстановления на авиазавод в Виннице, откуда в 1987 году начальник музея А.П. Гуркин забрал его на самолёте Ил-76Т.
В этом же ангаре хранится СЛА «Мечта» ‒ лёгкий биплан, созданный конструктором-самоучкой в Минеральных Водах. Не летал, на самолёт даже не был установлен двигатель.
А вот перед нами первый экспонат музея, и сразу необычный. Мелец М-15 ‒ единственный в мире реактивный биплан. Это сельскохозяйственный самолёт, разработанный советским конструктором Р.А. Измайловым и производившийся в Польше в 1976-1981 годах по заказу СССР. Самолёт использует для распыления химикатов отбираемый из двигателя сжатый воздух, что позволило уменьшить вес самолёта.
За свой странный вид и вой реактивного двигателя он получил прозвище в честь демона Бельфегора.
Самолёт CCCP-15154 передан из Северокавказкого Управления гражданской авиации (г. Майкоп). Он прослужил 10 лет, с 1973 по 1983 год, это последний лётный М-15.
Аэро Л-29 «Дельфин» ‒ чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Серийно производился в 1963-1973 годах, построено 3665 самолётов. В музее представлен самолёт с заводским номером 190890, который поступил из ДОСААФ.
Также музей располагает двумя советскими лёгкими пассажирскими самолётами Як-18Т. Самолёты такого типа рассчитаны на перевозку четырёх пассажиров и оборудованы багажником. Самолёт серийно строился в 1973-1983 годах. С 1993 года на Смоленском авиазаводе возобновлено мелкосерийное производство.
Самолёт RA-44251 построен в 2001 году, в 2013 году попал в музей.
В 2018 году на открытой площадке появился Як-18Т RA-44292, совсем свежий, выпущенный в 2007 году.
Но это не первые Як-18Т в ульяновском музее. В 2009 году ульяновский историк авиации Юрий Дорошенко сфотографировал самолёт с заводским номером 2200401 и закрашенным бортовым СССР-44422. Этот самолёт эксплуатировался в Бугурусланском лётном училище ГА до 1988 года. Сегодняшнее его местонахождение неизвестно. Скорее всего, он в музейном хранилище, которое видно на заднем плане.