Данная статья, состоящая из трёх частей, посвящена обзору советских, зарубежных и российских фильмов, а также сериалов, главными героями которых являются снайперы, воевавшие в разное время на разных фронтах Великой Отечественной войны.
Советские снайперы (и мужчины, и женщины) за годы Великой Отечественной войны совершили множество подвигов, многие из которых (к величайшему сожалению) практически позабыты или по различным причинам остаются неизвестными широкой публике. А ведь по самым приблизительным подсчётам снайперы Красной армии уничтожили и вывели из строя более двух полноценных кадровых немецких пехотных дивизий. На счету только первой сотни советских асов-снайперов числится более 21 500 вражеских солдат и офицеров!
Тем удивительнее тот факт, что советский кинематограф, регулярно снимая фильмы о ВОВ, очень долго обходил стороной снайперскую тему. Лишь в 1985 году была снята первая полнометражная художественная картина, повествующая о женщинах-снайперах.
«Снайперы» (1985 год; режиссёр – Б. Т. Шамшиев)
В основе фильма лежат подлинные факты биографии Алии Молдагуловой – снайперу-асу, что в период с августа 1943 по 14 января 1944 гг. уничтожила 78 вражеских солдат и офицеров. Посмертно 18-летней Алие было присвоено звание Героя Советского Союза.
К сожалению, сам фильм сегодня (спустя 35 лет после премьеры) не вызывает тех эмоций и переживаний, на которые рассчитывали создатели фильма. Картина, снятая на заре эпохи Перестройки, лишь приоткрыла слегка занавес настоящей «окопной правды» Великой Отечественной войны.
Хорошая задумка сценариста и режиссёра так и не была до конца воплощена на экране. Сам фильм остался практически незамеченным на фоне других премьер, посвящённых тогдашнему празднованию 40-летия Великой Победы. Сегодня картина «Снайперы» воспринимается несколько наивно и излишне лирично. Однако не стоит забывать, что фильм снимался в далёком 1985 году, когда ещё существовала и действовала советская цензура «старой школы и закалки».
Да, военная (прежде всего, снайперская) составляющая фильма нуждается в существенной правке и корректировке. Также сильно смазывает общее впечатление малый бюджет картины, негативно влияющий на динамичность и масштабность батальных сцен. Впрочем, фильм «Снайперы», на мой взгляд, однозначно лучше более современных российских сериалов «Внимание, говорит Москва!» и «Снайперы: Любовь под прицелом», также посвящённых женщинам-снайперам и которых будет рассказано отдельно.
После фильма «Снайперы» в Советском Союзе художественных картин о снайперах не снимали. Следующим фильмом о снайперах ВОВ, стала кинокартина «Ангелы смерти», созданная уже после распада СССР.
«Ангелы смерти» (1993 год; режиссёр – Ю. Н. Озеров)
Данный художественный фильм, посвящённый 50-летию Сталинградской битвы, был создан на основе уже имевшегося киноматериала двухсерийного фильма «Сталинград» (1989). В создании «Ангелов смерти» принимали участие кинокомпании «Мосфильм» (Россия) и «Ганем-фильм» (Сирия). Помимо российских актёров в фильме снимались актёры из стран СНГ (Грузия, Литва), а также из США.
В основе сюжета фильма лежит знаменитая история противостояния советского снайпера-аса В. Г. Зайцева и немецкого супер-снайпера майора Э. Кенига, развернувшаяся на развалинах Сталинграда. Фильм «Ангелы смерти» стал одним из первых наиболее успешных известных актёрских дебютов молодого Фёдора Бондарчука и ещё более молодой Екатерины Стриженовой.
Как было уже сказано выше, «Ангелы смерти» очень сильно и тесно перекликаются с картиной «Сталинград», также снятой Юрием Озеровым, но четырьмя годами ранее. Для своего времени, не знавшего понятия «компьютерные спецэффекты», массовые батальные сцены и городские бои смотрятся вполне достойно. Однако фильм не избежал советского наследия в виде показа причудливой германской техники, отдельных явных сцен в стиле «ура-патриотизма», излишнего пафоса и предвзятого изображения немцев в виде недалёких, извечно самоуверенных и часто истеричных субъектов.
Сюжетная линия оказалась слишком простой и предсказуемой. Не все актёры, в том числе наши дебютанты и иностранные профессионалы справились с раскрытием образов своих персонажей. В начале 90-х гг. прошлого века подобных фильмов было ещё очень мало, а потому при всех огрехах и недостатках «Ангелы смерти» долгое время смотрелись на вполне высоком уровне. Если кому-то из зрителей нравится киноэпопея «Освобождение», то, вне всяких сомнений, фильм «Ангелы смерти» также придётся по душе.
По сравнению с большинством кинопремьер, показанных к 75-летию Великой Победы нынешней весной, фильм «Ангелы смерти» по содержанию, зрелищности, режиссерскому уровню и качеству батальных сцен стоит несоизмеримо выше.
Следующим фильмом о противостоянии советского и немецкого снайперов – Василия Зайцева и Эрвина Кенига стала картина «Враг у ворот» (английское название – «Enemy at the Gates»), снятая в 2001 году французским режиссёром Ж. Ж. Анно. «Враг у ворот» является совместным творчеством кинематографистов США, Великобритании, Германии и Франции.
В своё время показ этого фильма вызвал в нашей стране широкий общественный резонанс. Многие российские ветеранские и патриотические организации требовали запретить прокат «Врага у ворот». В год празднования 56-летия Великой Победы многие фронтовики и непосредственные участники Сталинградской битвы были ещё живы, а потому ими в Государственную Думу было направлено письмо следующего содержания:
«...ход событий в картине был искажен, командиры Красной Армии представлены безжалостными деспотами, а рядовые бойцы и мирные жители – безмолвным пушечным мясом. Фильм начинается с кровавых военных сцен и постепенно переходит к схематичному показу битвы, представленному через соревнование между двумя снайперами соперничающих сторон и сентиментальную любовную историю в голливудском стиле.
Офицеры Советской Армии в фильме расстреливают солдат, пытавшихся бежать с поля битвы или спасти свою жизнь. Никита Хрущев приказывает советскому генералу, который не смог сдержать наступление немцев, покончить с собой, чтобы поднять боевой дух защитников Сталинграда. Главный герой фильма – советский снайпер Василий Зайцев, безжалостно используется командирами в пропагандистских целях».
В целом доводы и критические замечания волгоградских ветеранов верны и справедливы. Ко всему сказанному можно прибавить ещё то, что сама дуэль Зайцева и Кенига, показанная на экране, почти целиком является выдумкой сценариста. Однако при всех своих недостатках «Враг у ворот», будучи на тот момент самым дорогостоящим европейским художественным фильмом, по степени своей масштабности и зрелищности, уступив разве что «Перл-Харбору» и «Спасти рядового Райана».
«На безымянной высоте» (2004 год; режиссер – В. А. Никифоров)
Одной из главных сюжетных линий этого четырёхсерийного мини-сериала вновь является смертельная дуэль между двумя асами-снайперами – немецким и советским. Советский снайпер – женщина, чемпионка страны по стрельбе, имеющая на своём счету 25 уничтоженных фашистов. Немецкий ас – капитан войск СС, ставший к лету 1944 года одним из самых результативных германских снайперов.
Из всех фильмов и сериалов, представленных в данной части обзора, сериал «На безымянной высоте», безусловно, наиболее правдоподобный, динамичный и захватывающий. Помимо снайперского противостояния очень хорошо показаны судьбы и фронтовой быт войсковых разведчиков.
Да, в фильме есть вечно злобствующий особист, бывший уголовник, замполиты и прочие обязательные и неизменные персонажи современных военных фильмов. Однако эти образы сыграны достаточно профессионально и не идут ни в какое сравнение с особистами, политруками, урками и «заградотрядовцами», заполонившими военные фильмы последних лет.
Есть ещё сокращённая версия фильма под названием «Высота 89». Но она значительно уступает по своей зрелищности полноценному сериалу «На безымянной высоте».
«Внимание, говорит Москва!» (2005 год; режиссер – А. В. Сурин)
Ещё один мини-сериал из четырёх серий, повествующий о девушках-снайперах. В отличии от всех предыдущих фильмов, данная картина получилась неудачной. Неправдоподобный сюжет, гламурные современные девицы вместо девушек 1941-го, малый бюджет, вялая и посредственная игра большинства актёрского состава, слабая постановка боевых сцен, плохие декорации и натурные съёмки, невнятный общий посыл сценариста – всё это в купе с многими ляпами и нестыковками превращает военный фильм в обычную и весьма посредственную мелодраму.
Сериал откровенно скучный, он не вызывает ни интереса, ни сопереживания героям, ни желания вновь пересмотреть хотя бы отдельные его эпизоды. Показ сериала «Внимание, говорит Москва!» был приурочен к празднованию 60-летия Великой Победы, но явно не оправдал возложенных на него создателями и продюсерами надежд. За прошедшие 15 лет с момента премьеры «Внимание, говорит Москва!» сериал показывали по телевидению всего пару-тройку раз, что лишний раз подтверждает его низкие рейтинги у зрительской аудитории.
Полностью статью «Обзор фильмов и сериалов о снайперах Великой Отечественной войны» можно прочесть здесь:
Часть 3-я
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)