Найти тему
Navygaming Channel

Конверсия «клемсонов» по-американски: от сокращения до модернизаций. Предвоенные годы.

После окончания любой большой войны в странах-победительницах кроме разрушенных городов, уничтоженных объектов инфраструктуры и людских потерь остается слаженно работающая военная промышленность, огромное количество военной техники и военнослужащих.

Эсминцы-гладкопалубники в Сан-Диего, Калифорния, накануне Второй Мировой войны
Эсминцы-гладкопалубники в Сан-Диего, Калифорния, накануне Второй Мировой войны

Но с военнослужащими проще – их всегда можно демобилизовать, и они вернутся к мирной жизни, а вот с армадами танков, самолетов и боевых кораблей сложнее, тем более с учетом того, что прогресс в военном деле не остановить. Так случилось и с эсминцами типа «Клемсон» после окончания Первой мировой войны. По иронии судьбы командование американского флота приступило к постройке огромной серии эсминцев по улучшенному проекту (ЭМ типа «Клемсон») практически перед самым окончанием войны, и новые корабли стали вступать в строй флота тогда, когда особой необходимости в них уже не было. Разумеется, этим кораблям нашлось применение, но со временем содержание такого количества однотипных кораблей в мирное время стало обременительным даже для такого государства, как США. Одной из причин того, что к 1920-м годам флот США имел излишек ЭМ, было то, что американцы не приостановили кораблестроительную программу военного времени после объявления перемирия и выхода Германии из войны и даже не аннулировали заказы, которые были еще не выполнены. Это в итоге привело к тому, что Соединенные Штаты имели самые мощные миноносные силы в мире практически до конца 1960-х - начала 1970-х годов. Кроме того, флот, построенный в ходе войны, создавал «проблему устаревания», и в то же время существование более или менее современных ЭМ препятствовало продолжению нового строительства, новых проектных работ.

Буквально через несколько лет после ввода в строй этой армады ЭМ, напомним, что только «клемсонов» было построено 156 единиц, возникла необходимость проведения определенных модернизаций в первую очередь для повышения противолодочной эффективности кораблей и уверенных действий на удалении от баз, устранения других недостатков довоенного проекта. Надо сказать, что еще до окончания войны в ходе постройки кораблей уже рассматривались различные проекты по дополнительному увеличению дальности плавания не только ЭМ типа «Уикс», но и «клемсонов». Как показала практика, большинство даже новых ЭМ были не способны пересечь Атлантику, что требовало заправки топливом в море.

Один из проектов предполагал установку на ЭМ типа «Клемсон» небольших цилиндрических танков на 15 т нефти в артпогребах, так как возможности установить бортовые цистерны не было (можно представить, к чему могло привести попадание вражеского снаряда в такое топливное хранилище).

Вид с воздуха на эсминец  James K. Paulding (DD 238)
Вид с воздуха на эсминец James K. Paulding (DD 238)

По другому проекту предполагалось носовой артпогреб и коффердам на корме преобразовать в топливные цистерны, что добавило бы 54 т нефти, увеличив ее запасы на 20 %. Также рассматривался вариант по замене носового котла на большие цилиндрические баки (75 т, 27 %), но его демонтаж вызвал бы потерю двух узлов скорости хода. Большая часть радикальных изменений основывалась на удалении носового котла и расширении второго дна в кормовой части. Пространство под платформой, а также коффердам прежнего носового котельного отделения могли быть преобразованы в нефтетанки на 114 т топлива, что увеличило бы его объем на 41 % с потерей двух узлов. К сожалению, это последнее изменение было чересчур решительным, чтобы быть приемлемым в условиях чрезвычайной военной программы, хотя, как отмечает Шишов А.А. в книге «Эскадренные миноносцы США»: «...Военно-Морской Департамент постановил 2 ноября 1918 года: «Существенное увеличение топливной вместимости на 41 % имеет большую стратегическую ценность, чем эти два узла максимальной скорости. Использование носовых артпогребов нежелательно, поскольку три четверти мощности артиллерийского огня должны быть сосредоточены в носовом секторе...». Однако все эти проекты остались лишь на бумаге, после окончания Первой мировой проекты радикальных изменений отложили, и проблема дальности плавания осталась проблемой и в начале Второй мировой войны.

С учетом еще остававшихся на службе устаревших ЭМ флот США в начале 1920-х годов насчитывал всего 319 кораблей этого класса (включая 14 минзагов), что превышало все разумные пределы, и, соответственно, задача сохранения их всех в активной службе, особенно после сокращения бюджета, вызванного Вашингтонским соглашением 1922 года, не ставилась. В связи с этим в мае 1922 года Генеральный Совет принял решение по ограничению количества ЭМ, находящихся в первой линии (активной службе) до 152 единиц. В действительности эта черта опустилась гораздо ниже. Например, в феврале 1926 года в консервации находился 161 ЭМ (85 в Филадельфии и 76 в Сан-Диего). Были предприняты усилия, чтобы поддерживать эти корабли в состоянии, обеспечивающем их быстрый ввод в строй и укомплектование, однако признавалось, что филадельфийским кораблям потребуется шесть недель для ввода в строй первого и 85 дней для передачи флоту первых десяти.

Стоянка эсминцев-гладкопалубников в Сан-Диего, Калифорния, середина 1922 года
Стоянка эсминцев-гладкопалубников в Сан-Диего, Калифорния, середина 1922 года

Какой же оказалась судьба построенных «клемсонов»? На основе имеющегося материала (в первую очередь по результатам анализа списка ЭМ, представленного на http://navyworld.narod.ru) мы попробовали проанализировать и обобщить сведения по эсминцам данного типа.

Несколько «гладкопалубников» было потеряно в результате несчастных случаев: три в 1921 году (два (DD-192, DD-212) – в результате столкновения, один (DD-238) – сел на мель), и семь единиц (ЭМ типа «Клемсон» 11-й эскадры) погибли на камнях у побережья Калифорнии в 1923 году. Затем, начиная с 1922 года, ЭМ начали активно выводиться в резерв, так, по нашим данным, в резерве с 1922 года по 1940 год находилось 7 эсминцев типа «Клемсон», с 1922 по 1939 год – 18 ЭМ данного типа, большинство из которых затем были переданы Великобритании, с 1922 по 1930 год – 14 эсминцев, часть из которых после вывода из резерва была переоборудована в корабли береговой охраны, минзаги и др. Интересно, что 11 «клемсонам» удалось дважды побывать в резерве: с 1931 по 1932 годы, а потом еще раз с 1935 (1937, 1938) по 1939 годы. К примеру, в 1930 году шесть «клемсонов» заменили ЭМ типа «Смит», находившиеся в береговой охране, получив обозначения CG-15 – CG-20 (DD-193, DD-196, DD-198, DD-189, DD-195 и DD-194). В отличие от отправленных на слом «смитов» через четыре года все эти корабли вернулись в состав флота и уже как ЭМ участвовали во Второй мировой войне.

Остальные 102 эсминца (по данным Шишова А.А.), включая несколько легких минзагов, остались в активной службе. В это время в составе боевого флота США насчитывалось четыре эскадры ЭМ, состоящих из трех дивизионов (по 6 кораблей в каждом), общим количеством 72 корабля и два минных дивизиона по семь заградителей в каждом.

Эсминец DD-193 «Абель П.Апшор» в качестве патрульного корабля CG-15 Береговой охраны США в период сухого закона
Эсминец DD-193 «Абель П.Апшор» в качестве патрульного корабля CG-15 Береговой охраны США в период сухого закона

Наличие огромного резерва кораблей позволило достаточно активно использовать оставшиеся в боевом строю корабли, которые после эксплуатации в жестком режиме выводились из состава флота и заменялись кораблями из резерва. Причем каждому ЭМ, предназначавшемуся на разборку, был назначен «преемник» – его экипаж переводился на свободный корабль. Именно так в течение первых пяти месяцев 1930 года была решена серьезная задача по замене сразу трех эскадр эсминцев. Всего в 1930-1931 годах избавились практически от 58 кораблей (по данным Шишова А.А.). В том числе были выведены из состава флота в 1930 году и разобраны 49 бывших «клемсонов» (DD-262, DD-276 – DD-295, DD-298 – DD-301, DD-303 – DD-308, DD-313 – DD-315, DD-317 – DD-320, DD-322 – DD-326, DD-328, DD-330 – DD-335). Два ЭМ (DD-327 «Престон» и DD-329 «Брюс») были использованы как опытовые корабли в экспериментах на сопротивляемость (прочность) корпуса на Норфолкской верфи ВМФ. Еще два ЭМ с котлами Ярроу (DD-275 «Синклейр» и DD-302 «Стоддерт») были выбраны для переоборудования в радиоуправляемые корабли-цели.

Но на этом сокращение количества ЭМ типа «Клемсон» не закончилось. Лондонское соглашение 1930 года впервые лимитировало тоннаж эсминцев, под его положения попали еще 35 кораблей, которые были разобраны в 1935-1937 годах, в том числе 6 «клемсонов» (DD-238, DD-271, DD-272, DD-316, DD-321, корабль-цель DD-275). Но не всех эсминцев постигла участь разбора на лом. Некоторые корабли были переоборудованы во вспомогательные суда или продолжали использоваться для иных целей. Например, ЭМ DD-259 «Тэрнер» уцелел как портовое средство в составе флота и служил во Второй мировой войне, хотя и не как эсминец. Более того, этому кораблю довелось побывать и несамоходной водоналивной баржей YW-56, и учебным кораблем IX-98 «Мусхэд», только в 1947 году он был разобран на лом.

К 1936 году оставалось 169 гладкопалубников, включая четыре корабля типа «Колдуэлл», почти все ЭМ более ранних типов были исключены из списков флота в 1930 году согласно статьям Лондонского соглашения.

Учитывая наличие огромного флота гладкопалубников, командование ВМФ США старалось найти для них иные задачи, нехарактерные для эсминцев. Одним из первых направлений такой «конверсии» стало переоборудование «клемсонов» и других ЭМ в быстроходные минные заградители. Видимо, свою роль сыграл британский опыт по переоборудованию старых бронепалубных КР типа «Аполло» (до 100-140 мин) и лидеров ЭМ типа «Эбдиэл» (60-80 мин). Да и русский опыт также говорил сам за себя, достаточно вспомнить, что эсминец «Новик» мог нести штатно 80 мин заграждения, а ЭМ типа «Керчь» – до 120 мин, причем без какого-либо переоборудования.

Минный заградитель DM-19 (бывший DD-214) «Трейси» на якоре в гавайских водах, конец 30-х годов
Минный заградитель DM-19 (бывший DD-214) «Трейси» на якоре в гавайских водах, конец 30-х годов

Первые попытки, причем достаточно удачные, были сделаны сразу после окончания войны на ЭМ типа «Уикс». Считалось, что только при удалении двух ТА возможно было бы разместить на них до 80 мин, однако при переоборудовании 14 ЭМ типа «Уикс» в минные заградители в июле 1920 года на их палубах удалось сохранить полный состав торпедного вооружения. В дальнейшем, в начале 30-х годов еще 4 «уикса» стали минзагами, а когда в 1936-1937 годах восемь минзагов (уже из числа переоборудованных «уиксов») пустили на металл, наступила очередь и «клемсонов» – четыре корабля (DD-214 «Трейси», DD-345 «Пребл», DD-346 «Сикэрд» и DD-347 «Прюитт») были переоборудованы в минзаги DM-19, DM-20, DM-21 и DM-22.

Вторым направлением конверсии стало переоборудование «клемсонов» в легкие гидроавиабазы. В течение 1920-х годов ЭМ время от времени обслуживали авиацию флота, в связи с чем их ТА временно удалялись для компенсации веса резервуаров авиабензина. При этом никаких специальных обозначений для таких кораблей не применялось. Однако в 1938 году 2 ЭМ типа «Клемсон» – DD-241 «Чилдс» и DD-244 «Уильямсон» были переоборудованы в малые плавбазы гидроавиации AVP-14 и AVP-15 (с 1940 года – AVD-1 и AVD-2). Они предназначались для обеспечения эскадрилий (12 самолетов) патрульных летающих лодок «Консолидейтед» PBY.

Однако на этот раз переоборудование было более значительным. В первую очередь два носовых котла были заменены на цистерну емкостью 107,13 т для авиабензина. Также были удалены ТА, два бортовых 102-мм орудия и 76,2-мм/23 зенитное орудие, а надстройка была увеличена, чтобы обеспечить проживание и места для служб эскадрильи. Подъемный кран располагался посередине корабля, и обслуживаемые летающие лодки перемещались шлюпбалками. Однако это все-таки была не полноценная база гидроавиации (как плавбаза «Барнегет», например), так как AVD не могли поднимать гидросамолет на борт для обслуживания. За первыми двумя AVP-14 и AVP-15, которые вошли в строй флота перед маневрами 1939 года и доказали свою эффективность, последовали следующие, и к концу 1940 года еще 12 ЭМ типа «Клемсон» (DD-196 «Джордж Ю. Беджер», DD-186 «Клемсон», DD-188 «Голдсборо», DD-342 «Хэлберт», DD-344 «Уильям Б. Престон», DD-251 «Белкнап», DD-255 «Осмонд Ингрэм», DD-267 «Бэллард», DD-270 «Торнтон», DD-260 «Джиллис», DD-266 «Грин», DD-237 «МакФарленд») были переоборудованы в плавбазы гидроавиации. Таким образом, число этих кораблей возросло до 14 (AVP-16 – AVP-20 (позже AVD-3 – AVD-7) и AVD-8 – AVD-14). Обратите внимание, что головной ЭМ серии – «Клемсон» вошел в число этих конверсированных кораблей.

Плавбаза гидросамолетов AVD-1 «Чайлдз», бывший эсминец DD-241.
Плавбаза гидросамолетов AVD-1 «Чайлдз», бывший эсминец DD-241.

Третьим направлением переоборудования стало превращение эсминцев в легкие быстроходные войсковые транспорты типа APD, начало которым положил DD-74 «Мэнли» (ЭМ типа «Уикс»). На этом эсминце демонтировали ТА и на их месте разместили десантные катера. Однако практика использования такого транспорта показала необходимость более серьезного переоборудования корабля. Новый проект переоборудования предполагал демонтаж двух носовых котлов (с удалением двух передних дымовых труб), снятие одного бортового 102-мм орудия и перенос другого по диаметральной плоскости. Удаление двух передних дымовых труб очистило для центрального орудия отличный сектор огня. По расчетам, корабль (APD-1) должен был перевозить стрелковую роту морской пехоты в течение 48 часов и брать на борт четыре 11-метровых штурмовых катера LCPL или LCPR на шлюпбалках. Переоборудованные по данному проекту в транспорты «гладкопалубники» не несли никаких армейских транспортных средств, и на них не предусматривался запас бензина. Однако они могли дополнительно брать на палубу снаряжение и имущество, например, 75-мм гаубицы и боеприпасы к ним. В мае 1940 года по данному проекту были переоборудованы 5 ЭМ типа «Уикс», последующие преобразования «гладкопалубников» в транспорты были произведены уже в военное время (начиная с октября 1942 года) в ответ на острую потребность в быстроходных транспортах для десантных операций в Юго-Западной части Тихого океана.

Танкер-заправщик АО-1 «Кенова» с тринадцатью эсминцами -гладкопалубниками в Сан-Диего, шт.Калифорния, 1920-е годы
Танкер-заправщик АО-1 «Кенова» с тринадцатью эсминцами -гладкопалубниками в Сан-Диего, шт.Калифорния, 1920-е годы

Но это был не последний вариант конверсии «флеш-декеров», часть из них использовались и как быстроходные тральщики. По данному проекту все ТА эсминцев удалялись, а корабли оснащались тральным оборудованием. Но это оборудование могло быть использовано только для поиска и уничтожения якорных мин. Позже два турбогенератора мощностью 60 кВт заменили на три менее мощных (по 25 кВт), и «гладкопалубники» получили способность тралить магнитные и акустические мины. По такому проекту было переоборудовано 8 ЭМ типа «Уикс», к которым в течение 1941 года добавились еще десять ЭМ типа «Клемсон» (DD-206 «Чендлер», DD-207 «Саутард», DD-208 «Ховей», DD-209 «Лонг», DD-249 «Хопкинс», DD-337 «Зейн», DD-338 «Уосмут», DD-339 «Тревер», DD-340 «Перри», DD-141 «Хэмильтон»), переоборудованных в тральщики (DMS-9 – DMS-18). Интересный факт, переоборудованию в тральщики были подвергнуты два ЭМ, которые первоначально были вооружены четырьмя спаренными 102-мм артустановками (2х2), но уже к тому времени имевшие стандартное вооружение – четыре одноствольных 102-мм орудия (DD-208 и DD-209), ставшие DMS-11 и DMS-12.

Корабли типа «Клемсон» использовались и для менее масштабных проектов конверсии. Так, ЭМ DD-187 «Дальгрен» в 1937 году был переоборудован на Нью-Йоркской военно-морской верфи в экспериментально-технический корабль. Он получил вместо первоначальных котлов два котла высокого давления, соединенных в единый корпус, а также новые турбины. Все его ТА были демонтированы, но затем, когда во время войны корабль был возвращен в прежнее качество, установили только половину торпедного вооружения. На другом «клемсоне» (DD-141 «Хэмильтон») на Нью-Йоркской военно-морской верфи в конце 1939 года заменили носовой котел на успокоители качки, кроме того, он был оснащен постом для гироскопов стабилизации. В 1941 году этот корабль был переоборудован в быстроходный тральщик. Эсминец DD-343 «Ноа» в 1940 году был оснащен гидросамолетом за счет демонтажа торпедных аппаратов.

Начало войны в Европе добавило для "клемсонов" направлений для модернизации.

Продолжение следует....

Используемые источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.
Potter E.B. Sea Power: A Naval History. — U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c.
Robert Sinclair Parkin. Blood on the Sea: American Destroyers Lost in World War II. – Cambridge, MA: Da Capo Press, 2001. – 408 p.
ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918: справочник по корабельному составу/ сост. В.Л.Кофман // Морская коллекция, № 5(11) – 1996. – 32 с.
Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1(58) – 2004. – 32 с.
Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 3(60) – 2004. – 32 с.
Короткин, И.М. Аварии и катастрофы кораблей /И.М. Короткин. – Л.:Судостроение, 1977.- 296 с.
Павлов, Н.С. Две катастрофы в истории американского флота / Н.С.Павлов// Бриз, № 2(38).- 2001.- С.28-30.
Тарас А.Е. Вторая мировая война на море /А.Е.Тарас.- Мн.: Харвест, 2003. - 640 с. — (Военно-историческая библиотека).
Уинслоу, У Потоплены и забыты: сборник/ У.Уинслоу, А.Крозе. - М.: ACT, Ермак, 2005. -622 с.
Шишов, А.А.Эскадренные миноносцы США 1916-1922. Часть 1./ сост.А.А.Шишов.- СПб.: Изд-во «Крепость», 2001. – 256 с.
http://www.navsource.org/
http://wiki.wargaming.net
http://navweaps.com/
http://www.history.navy.mil