Это вторая статья, посвящённая кризисам текста. Кто не читал первую, может пройти на неё по ссылке в конце текста. Причина кризиса начала – это проблема выбора. Тут всё более или менее понятно, вопрос: «С чего начать?» привычен для нас ещё со времён школьных сочинений.
С серединой текста всё сложнее. Казалось бы, начало пройдено, сюжет раскручивается, герои стали, можно сказать, родными, и вдруг – и ступор. В чём здесь дело?
Субъективные ощущения кризиса
Впечатление такое, что возник психологический блок, который мешает продолжать работать над текстом, заставляет маяться прокрастинацией, браться за какие-то малозначительные домашние дела или просто валяться на диване.
И в то же время в душе автор страдает от недоделанной работы – то ли от угрызений совести, так как сам себе обещал написать книгу, то ли от стыда перед героями, история которых недописана. Но впечатление такое, что закончилась батарейка, или выпустили воздух из воздушного шарика. Ничего не пишется.
Чтобы преодолеть этот кризис, нужно разобраться в его причинах. Конечно, у каждого они могут быть индивидуальные, но всё же, как мне кажется, их можно объединить в три группы.
Неизвестно, что дальше: сомнения в правильности пути
Это самая простая причина, она связана с тем, что автор не позаботился о подробном плане текста. У него в голове была яркая задумка, общая канва сюжета и предполагаемый финал. И этого, казалось, достаточно. Но события торопятся, так хочется побыстрее написать самые интересные эпизоды и перейти к кульминации. И вот, добравшись до середины книги и написав кульминацию, автор понимает, что до развязки осталось буквально два шага, финал неминуемо приближается, а текст всё ещё написан только до половины. И объёма на полноценный роман не хватает.
Эта ситуация часто вызывает растерянность, понимание ущербности текста и сомнения в правильности сюжета. Что делать? Мысль о необходимости полностью переписать уже написанное у кого угодно вызовет депрессивное настроение и желание забросить писательство.
Совет. Не нужно ничего переписывать. Нужно, отдохнув пару дней, перечитать уже готовый текст и придумать героям какую-нибудь каверзу. Организуйте крутой поворот сюжета, который отбросит героев к началу, сведёт на нет все их усилия или сделает бесполезным всё, что они достигли. А то и вовсе проснулись они в больнице, и добрая тётенька в белом халате собирается сделать им укол. То есть используйте вашу оплошность себе на пользу. И теперь уж не совершайте прежней ошибки, а составьте подробный план второй части.
Зачем все это нужно: сомнения в себе и синдром самозванца
Зачем всё это нужно? Этот вопрос настигает автора обычно как раз на середине текста. Возникают сомнения в собственных способностях и даже в праве заниматься писательской деятельностью, а вместе с ними – отвращение к тексту. Написана половина – это огромная работа, много букв и усилий, напряжения мысли и душевных сил. Но осталось ещё столько же, а появились сомнения в том, что это вообще кому-нибудь нужно. Большинство авторов забрасывают текст именно на этом этапе. Это, конечно, тоже выход, но не единственный.
Совет. Для того чтобы устранить эту причину, нужна обратная связь с читателем. Она-то и определит – стоит вам дальше продолжать писать или заняться чем-нибудь другим. Я всегда говорю: «Не пишите в стол. Стол вашего таланта не оценит». Нужно выходить в люди, размещать текст на одной из площадок, которых достаточно много в интернете. Я о них писала: Самиздат (СИ) или Продаман, Литнет или Автор.Тудей, Литмаркет или Книгоман, и ещё есть другие. Выкладывайте небольшими кусочками, ищите своих читателей, не обращая внимания на простых оплёвывателей. Даже небольшая читательская аудитория очень стимулирует продолжать работу.
Эмоциональный откат
Это тоже очень распространённая причина, которая, на первый взгляд, плохо поддаётся объяснению. Казалось бы, так азартно писалось, автор буквально летал от накатившего вдохновения, вскакивал ночью, чтобы записать очередную идею, или приснившийся эпизод. Текст горным потоком рвался из души… И вдруг – всё, как обрезало. Ни мыслей, ни слов, одна пустота в душе и в голове. Текст опротивел, желания им заниматься нет, но автор ещё какое-то время заставляет себя, усилием воли выдавливая хоть что-то.
Совет. Этого делать не стоит, в смысле – выдавливать силком. Причина такого состояния – эмоциональная перегрузка. Ваш мозг потратил во время вдохновения очень много энергии, и чтобы не заработать невроз, а то и, не дай бог, депрессию, нужно отдохнуть и энергию восполнить. Помедитировать. Переключить внимание на другие виды творчества (рисовать, вышивать) или заняться спортом, отправиться на прогулку в лес или пообщаться с друзьями, подпитаться энергией у единомышленников. Тусовки друзей-писателей – это прекрасный источник творческой энергии. Проверено на практике многими.
Можно почитать или посмотреть сериалы, но стараться не анализировать, а просто отдохнуть. Когда вы почувствуете, что идея вернуться к тексту перестаёт вызывать отвращение, подбодрите себя информацией об успехах других писателей, посмотрите топы продаж, результаты конкурсов, зайдите на канал "Записки литературного редактора". И вперёд! Герои заждались, а текст сам не допишется.
Вот как-то так. Все кризисы преодолеваются, если разобраться в их причинах. Успехов в борьбе с прокрастинацией и позитивного настроения.