Найти в Дзене
itwaslong.ru

По следам ГДР 2.0 Глава 2. "Поезд"

Расставшись с такси, мы очутились на железном перроне Белорусского вокзала. Наш вагон выглядел ого-го как круто. Видно, что он сильно отличается от других вагонов нашего состава и вагонов с параллельных путей, где стояли простые гэдээровские «аммендорфы». Наш «гёрлитц» был более красив, и выглядел современнее своих собратьев, Уже по горбатой крыше было видно, что он почти европейского класса.

Вот такой был. Фото как раз из начала 80-х.
Вот такой был. Фото как раз из начала 80-х.

Начинка купе поражала плюшевыми накидками на диванах..

-3

...собственной раковиной, спрятанной под столиком.

-4

Вот на таком столике..

-5

..тусовался преимущественно наш кошак, который во время движения состава наблюдал не только за обстановкой в окне, но и еще за одним проводом, висящим сбоку на столбах контактной сети, который с естественной анимацией опускался от столба, то вновь поднимался к следующему столбу, и так далее. Мурзик соответственно опускал подбородок, потом снова его поднимал. И так до бесконечности с типично кошачьем терпением.

Скажу сразу, что на этой первой поездке и закончилось мое пребывание в вагоне такого класса. В дальнейшем, когда мы ездили в отпуск из Берлина, мы тряслись в простом СВ производства гэдээровского вагонзавода - VEB Waggonbau Ammendorf.

По дороге я познакомился с каким-то мальчиком, который ехал в Швецию, потому что папа у него был шведский подданный, а мама русская. Он меня угостил первыми жевательными конфетами в моей жизни, было что-то по вкусу типа MAMBA или МАОАМ. Лафа моего общения со сверстником длилась недолго, ибо его семью сняли в Бресте из-за какого-то непорядка в документах. Отлично помню, как его семью уводили по коридору вагона советские погранцы.

Самым интересным событием, конечно, была смена колесных пар вагонов на европейскую колею. В 2014 году я повторил этот маршрут на поезде, и… ощутил в том же самом белорусском депо просто феерический флэшбек. Там ровно ничего не изменилось с тех лет, наверху ползал тот же самый мостовой кран, стояли те же самые вагонные домкраты.

Перед моим окном купе вращающаяся резьба штока домкрата превращалась прям в какую-то спираль времени. Жуть конечно, но жуть приятная!
Перед моим окном купе вращающаяся резьба штока домкрата превращалась прям в какую-то спираль времени. Жуть конечно, но жуть приятная!

После советского пограничного контроля поезд медленно пополз в сторону Буга. Я был мальчиком начитанным, и мне было интересно увидеть ту самую реку, которую немцы форсировали 22 июня 41-го. Ожидания меня не только не обманули, но и щедро вознаградили.

Из окна я увидел что-то типа техники времен ВОВ, доты, окопы и прочие интересности. Неужели они остались с тех времен и служат сейчас для учений наших погранвойск, думал я?

Ну вот и граница. Кто ездил, конечно помнит этот домик погранцов.

До сих пор кстати на месте.
До сих пор кстати на месте.

Буг оказался не такой широченной рекой, как я его себе представлял, но впечатлений о пересечении границы и так было предостаточно.

Тем временем поезд остановился в первом заграничном городе в моей жизни, в польском Тересполе.

Станция Тересполь в 82-году.
Станция Тересполь в 82-году.

Ходивший по платформе в высоких ботинках на застежках польский пограничник подошел к окну нашего купе и сделал нашему коту "козу", кот поморщился. Гы-гы. Все посмеялись.

Паспортный контроль у поляков прошел без проблем. Поезд плавно тронулся и дальше потянулись пейзажи скучной Польши. На железной дороге у них царил полный бардак. В многочисленных тупиках ржавели паровозы, старые вагоны. Польские рельсы по качеству отличались, и отличаются ныне в худшую сторону от наших, и немецких. Вагоны бросало то вправо, то влево, вверх и вниз - качество стыков рельс явно оставляло желать лучшего.

На станции «Варшава-Всходня», где поезд стоял 21 минуту, коридорные окна вагона облепили местные барыги, протягивая в окна всякие вундер-товары, о которых в СССР можно было только мечтать. Я просто стоял у открытого окна, и вдыхал новый для меня запах заграницы, как чья-то волосатая рука начала вытворять перед моим носом круговые движения кистью, с зажатым в ней кубиком Рубика, этой крутой невидалью, о которой я читал в журнале «Наука и жизнь». Мода на эту игрушку только начала набирать обороты. Хозяин руки, круглой головы в панаме, усов и кубика, настойчиво говорил «возьми». Я, конечно, взял, и радостный прибежал к родителям, рассказывая, «какой добрый польский дядя подарил мне сейчас кубик Рубика». Спустя некоторое время эта спекулятивная морда конечно приперлась к нам в купе, и кубик пришлось ему отдать – то ли не сговорились о цене, то ли товар родакам показался некачественным.

Следующая остановка «Варшава-Центральная» порадовала подземным перроном, похожим на станцию метро. Это было ново для меня.

-9

Кстати, весь этот перрон сейчас почти не изменился с 82-го. В настоящее время это ночью происходит - моя семья традиционно спит, а трясун на польских железных дорогах ночью не дает мне уснуть. Поэтому каждый раз я встречаю эту короткую остановку один, свешиваясь с верхней полки, и вспоминаю, как это было первый раз в том далеком 82-м.

-10

Как мы въехали к немцам в Франкфурт-на-Одере, я уже не помню. Помню, что нас продинамили со встречей коллеги отца, но правда не по своей вине.

Дело было так. Мы прибыли на берлинский Восточный вокзал (Ostbahnhof) где-то часов в 22 вечера по европейскому времени.

Вытаскиваем, значит, мы свой нехитрый скарб на левую платформу (см. фото), включая пищащего Мурзилу, стоим и готовим радостные лицевые оскалы для встречающих.

-11

После 15 минут сидения на чемоданах, родаки начали немного нервничать, а я уже с сонным любопытством разглядывал иностранною вокзальную жизнь.

Вот, например, на соседнюю платформу прибыла берлинская городская электричка (S-Bahn).

Люблю жд транспорт ГДР тех лет. Про него я позже подробно расскажу.
Люблю жд транспорт ГДР тех лет. Про него я позже подробно расскажу.

Остановившись, она издала долгий интересный звук, который я слышал только у берлинской электрички «псши-у-у-у-у!», и…. двери не открылись. Люди сами их открывали. Ого! Немного постояв и потарахтев своими компрессорами, электричка вдруг издала грубый мужской крик «Цурюкбляйбен!», и быстро скрылась в ночи, погасив свои красные габаритные фонари на ближайшей кривой.

Ничосе, подумал я, как страшно тут. Но по-настоящему страшно было не мне, а моим родакам, которые поняли, что их никто не собирается встречать.

Получалось почти как в романе «12 стульев». Помните?

Положение было ужасно! В Берлине, в центре города, на платформе Восточного вокзала стояли два взрослых человека с высшим образованием, ребенок и кот, абсолютно одинокие. Идти им было некуда, потому что на руках был только клочок бумажки с адресом берлинского дома и ключ от квартиры, где все еще не лежали иностранные деньги. Не лежали они и в наших карманах. Оставалось одно - пропадать!

Отец без немецкого копья за душой зачем-то рванул на стоянку такси у вокзала. Вот она.

-13

Побегал, пометался по вокзалу и вернулся, по сути, не с чем. Тут слава богу к нам подошли два молодых человека и одна девушка. Оказалось, что эти перцы в ожидании поезда бухали на хате недалеко от вокзала. Прибыв к нужному времени на платформу, они узнали, что поезд задерживается, и, запомнив новое время прибытия, немедленно вернулись к распитию слабоалкогольных немецких напитков. Тем временем народный польский машинист, задвинул и на новый срок прибытия.

Возможно, что это тот самый локомотив, который нас привез. Стоит на фото тоже там же, где и надо, на Восточном вокзале.

-14

Распространяя в вечернем берлинском воздухе пары «Берлинер пилзнера» журналистский народ прибежал и к новому времени на вокзал, где, конечно, никого не нашел. В конце концов они решили приходить и проверять состояние дел на платформе поездов дальнего следования каждые полчаса.

Во общем все закончилось хорошо. Мы сели в машину и поехали на тассовскую съемную квартиру. Я жутко хотел спать, уже стемнело, и по дороге я ничего особенно не рассмотрел.

Кто-то из встречающих мне сунул длинный цилиндрик, состоявший из местных круглых желтых леденцов в форме больших таблеток, размером чуть больше нашей классической детской аскорбинки из аптеки, и упакованы они были примерно так же. Стоили эти леденцы, как позже это выяснилось, всего 20 пфеннигов, или как позже мы их ласково называли - "фенижек". Если на них попадала вода, или долго носили в кармане, то их, как и любое подобное изделие, надо было долго приводить в гастрономическое чувство - отдирать от бумажной упаковки. Как помню, я их приводил в чувство путем сосания, при котором во рту завершался полный цикл отторжения бумажки от самого леденца, дальнейший посыл бумажки изо рта представлял собой выброс бумажной целлюлозы в направлении смешанной системы координат.

Я сонно стоял рядом с белой «шестеркой» с синими номерными знаками, а из багажника и салона вынимали вещи. Мое лицо освещал гэдээровский фонарь. Во-о-т такой, старый добрый… Привет еще раз, дружище!

Сейчас их много осталось в восточных землях. Немцы считают, что если что-то работает, то зачем это менять на новое.
Сейчас их много осталось в восточных землях. Немцы считают, что если что-то работает, то зачем это менять на новое.

Рядом был подъезд, слева от его двери горели цифры "20". На углу дома стоял столбик с вывеской улицы «Moldaustrasse».

Раскидав добро по всей квартире взрослые, особенно встречающая сторона, немедленно стала миксовать бродившее в животах берлинское пиво с только что привезенным из Москвы армянским коньячком, душевно закусывая это красной и черной икрой.

А я удалился в одну из комнат, которая стала на 3.5 года моей, и немедленно уснул. А проснулся я уже в стране чудес под названием ГДР. И было мне тогда 10 лет.

Продолжение здесь.

Напоминаю, что всю серию постов про ГДР смотрим здесь по списку!

Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.