До Хельсинки дошёл практически без происшествий. Было два лёгких касания грунта, когда становился и снимался с якоря на двух стоянках. И хоть удары были не сильны, но отдавались они в душе больно. Яхта-то теперь моя, а не чужая и она постепенно становится частью меня самого. Да, конечно, ошибок я делаю много, нужно быть внимательнее. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако у меня есть другое мнение: «Ошибается даже тот, кто ничего не делает, и в этом его главная ошибка». Ошибаться можно и это не стыдно, главное, потом не повторять былых ошибок. И, в конце-то концов, я ведь ещё только учусь!
По пути в Хельсинки было три ночёвки в тихих уютных заливчиках. Бывало, что останавливался и днём. Отходил в сторону от фарватера и на несколько часов бросал якорь, готовил обед, отдыхал. Торопиться мне особо некуда было, вот я и не спешил. Правда, в Хельсинки ко мне обещали приехать гости, но к их приезду я вполне успевал. Шёл финскими шхерами, наблюдал за местными жителями и любовался природой. Погода установилась на редкость благоприятная. Купался, загорал, на островах черники просто объелся. Вот грибов совсем не было – сухо. И рыбалка не удалась, не клевало совсем. Кстати, и у немногих местных рыбаков тоже не густо. Во всяком случае, сколько я ни наблюдал, никто при мне не вытащил ни одной рыбки. Наверное, есть какие-то особенности рыбалки в финских шхерах. А рыбки свежей хотелось, ведь холодильника у меня не было и приходилось покупать только продукты с долгим сроком хранения и консервы. Надоедает такая еда быстро. Но это всё мелочи. Главное, я иду и ничего со мной страшного не приключилось. Народ вокруг дружелюбный, вежливый. Со всех встречных и обгоняющих лодок приветливо машут руками. На многих лодках играют маленькие дети, собаки. Старики со своими старушками гоняют на катерах. Никак я не ожидал, что финны такие водоплавающие. На многих островах видны постройки, как большие коттеджи, так и маленькие избушки.
Создаётся такое впечатление, что у каждой финской семьи есть свой остров, или домик на побережье. А что? Статистику я не изучал, но вполне возможно, ведь население всей Финляндии меньше чем жителей в Санкт-Петербурге, а островов сотни тысяч. Почти у каждого дома свой причал со швартовным буем и у многих имеется мачта с вымпелом. Раньше я не понимал, зачем им эти мачты, а теперь, под парусом, понял зачем. Вымпел на мачте показывает направление и силу ветра. Проходящие мимо суда, и я в том числе, ориентируются по ним. Когда останавливался на ночные стоянки, не раз наблюдал, как местные жители оставляют на ночь свои плавсредства у причалов без присмотра, а сами уезжают домой. Значит, не беспокоятся, что кто-то что-то украдёт. Значит, не крадут! И вообще, насколько я успел заметить, в Финляндии всё стараются делать для удобства жизни людей. О чистоте я уж и не говорю, это у них в крови. При такой чистоте бросить на улице бумажку как-то рука не поднимается. Урны установлены на каждом шагу, повсеместно обустроены специальные дорожки для велосипедистов и пеших прогулок, везде скамеечки для отдыха. На трассах оборудованы кемпинги и просто временные стоянки с туалетами и мусорными контейнерами. Множество парковок для автомобилей и лодочных стоянок, которые, в большинстве своём, имеют заправку топливом, подключение к электричеству и пресной воде. Вода везде питьевая и бесплатная. Зарядить телефон или ноутбук позволят в любом кафе. Правда, система оплаты мне показалась странноватой. Только кое-где имеются таблички с ценами на услуги марины. Чаще, вообще, не понятно кому и сколько платить и, уж тем более, никто не ходит и не требует оплаты. Конечно, можно зайти в ближайший магазин или кафе спросить. Как правило, это и есть владельцы стоянки. Но вот ведь удивительно, никто так и не смог мне подсказать, где можно купить финский флаг и кабель для подсоединения к береговому электропитанию. Так я и шёл без финского флага под правой краспицей. Неприлично как-то! Хоть никакими законами для маломерных судов этого и не требуется, но хорошим тоном считается нести под правой краспицей флаг того государства, в котором находишься. Это правило взято из кодекса торгового мореплавания и международного морского права, которое распространяется только на большие суда. Я, было, даже подумывал самостоятельно сшить флаг, но у меня не нашлось подходящей материи. Так и шёл дальше неприлично!
В Хельсинки заходил во второй половине дня на моторе. Движение здесь плотное, фарватер узкий, на парусе особо не походишь. Первоначально планировал остановиться в центральной гавани у причала, о котором писал на форуме «Катера и яхты» один из яхтсменов. Он без проблем отстоял там двое суток. Вот и я туда же хотел, но когда вошёл в гавань, увидел, что на месте того причала стоит большой лайнер и вдоль других причалов нет ни одной яхты. Значит, если другие не стоят, то и мне нельзя. Повертел головой и направился к ближайшей яхтенной стоянке, которая расположилась на острове при входе в гавань. Служащий этой стоянки указал мне место и попросил зайти в офис после швартовки для регистрации, что я и сделал. Но в офисе меня ждал неприятный сюрприз – 35 евро за ночь. Для меня эта цена неприемлема, о чём я вежливо сказал и спросил, нет ли поблизости более дешёвых стоянок. Служащий пожал плечами и ответил, мол, он не уверен, что я найду здесь что-то намного дешевле.
Пришлось извиниться и идти отдавать швартовы. В душе я грязно выругался, что вообще сунулся сюда. Сначала подумал встать на якорь вблизи берега и на берег высаживаться при помощи моей «надувнушки», как было в Ханко, но прежде решил обследовать соседнюю гавань. А вот там-то, как раз, и оказалось место для таких, как я. Здесь была большая марина и две поменьше, а так же были причалы на городской набережной. Большинство мест уже были заняты катерами и яхтами. Сначала я пристал к свободному причалу, сразу не сообразив, что это платные места, так как на нём были номера, а выход в город преграждала калитка с замком. На самом причале никого не было, никто меня не пришёл прогонять или требовать оплаты. Я решил не торопиться, приготовил ужин и заправился водой.
Потом спустил резиновую лодку и отправился осмотреть места на другом причале без номеров и со свободным выходом в город. Там оказалось свободное местечко в самом закутке, и я тихо туда перешёл. Когда швартовался, подошла женщина, по-видимому, служащая стоянки и спросила, не нуждаюсь ли я в какой либо помощи. Помощь мне уже была не нужна, я поблагодарил и сказал, что только переночую. Более она меня вопросами не донимала, и я остался у этого пирса на ночёвку. К тому времени уже выяснилось, что гости мои не приедут и долго задерживаться в столице мне незачем. Однако отстоял двое суток. Подумывал съездить домой, чтобы привезти необходимые вещи и инструменты, но решил, что и так дойду до Хамины – промежуточного финиша моего путешествия.