Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день самолеты КБ «Сухого» составляют основу боевой мощи и гордости ВКС России.
И одним из легендарных детищ КБ «Сухого» является фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности СУ-24, разработанный еще в конце 60-х годов прошлого столетия.
Крыло с изменяемой стреловидностью помогало самолету достигать максимальной скорости в полете. Впервые эту идею реализовали американцы еще в конце 50-х годов.
СУ-24 проектировался с учетом работы в любых погодных условия и в любое время суток.
Первый полет прототипа СУ-24 состоялся 17 января 1970 года. Многие конструкторские решения, при проектировании СУ-24, отмечались словом «ВПЕРВЫЕ».
Впервые на этом боевом советском самолете СУ-24 было принято решение разместить членов экипажа бок о бок, т.е. рядом, как это было сделано на американском F-111. Так же любопытно, что при проектировании СУ-24 помог американский бомбардировщик F-111.
В 1967 году конструктор Олег Сергеевич Самойлович, который возглавлял работы по разработке СУ-24, лично отправился на международную выставку авиационной техники в Ле-Бурже, где выставлялся F-111.
В течение 4-х дней он фотографировал американский самолет, снабжая каждый снимок подробным комментарием в своей записной книжке.
Офицеров службы безопасности, охранявших летательный аппарат, насторожило поведение подозрительного туриста с фотоаппаратом, который профессионально фотографировал секретную американскую машину.
Сотрудники из американской службы безопасности решили на всякий случай снять его для своей картотеки, но увидев фотоаппарат, Самойлович поспешил скрыться в толпе.
Но все равно, в результате этого происшествия, в ЦРУ оказалось фотография советского конструктора. В итоге более 100 снимков подтвердили правильность пути и очень помогли при создании СУ-24.
Так же, как и на F-111, отличительной чертой самолета СУ-24, стало крыло изменяемой стреловидности. Поворотные консоли крыла могут занимать 4 различных положения.
При взлётно-посадочных режимах крыло принимало угол 16 градусов, 35 и 45 градусов, для дозвукового полета и боевого маневрирования и 69 градусов для работы на сверхзвуковых скоростях.
Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-21Ф3, разработанный под руководством генерального конструктора Архипа Люльки.
Максимальная тяга АЛ-21Ф-3 в бесфорсажном режиме 7,8 тонн, в форсажном режиме 11,2 тонны. Тем не менее, достичь приемлемых характеристик на опытном СУ-24 долгое время так и не удавалось.
Вскоре из северного Вьетнама, где шла вона с американцами, была получена важная информация - «В районе Ханоя огнем ЗРК сбит новейший американский истребитель-бомбардировщик F-111A».
Сбитый самолёт был в удовлетворительном состоянии, и было решено срочно отправить его в СССР. При исследовании этого самолета удалось получить уникальные данные об американских боевых машинах, летавших на 2-х скоростях звука.
Вооружение СУ-24 до сих пор впечатляет. Этот корректируемые и неуправляемые бомбы, ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность. Боеприпасы размещаются на 8-ми точках подвески, как под крылом, так и под фюзеляжем.
Так же имеется встроенная 6-ти ствольная пушка ГШ-6 калибра 23 мм с боекомплектом на 500 снарядов. СУ-24 способен нести до 7,5 тонн боевой нагрузки.
Катапультируемые кресла К-36Д, впоследствии К-36ДМ, позволяют покинуть самолет на любой высоте и скорости. Именно на этом самолете было совершено первое в мире катапультирование с нулевой высоты.
Правда это произошло случайно, но члены экипажа остались живы и были награждены именными часами, самим Павлом Осиповичем Сухим. Впоследствии эта проблема была решена.
Пройдя государственные испытания в 1975 году, самолет был принят на вооружение. Самолет СУ-24 выпускался в нескольких модификациях.
СУ-24М - была установлена система дозаправки топливом в полете, на борту появилась новая прицельная и навигационная аппаратура, и существенно расширился применяемый спектр вооружения. Был принят на вооружение в 1983 году и считается самой массовой модификацией, которых было выпущено в количестве 770 штук. На основе СУ-24М был так же выпущен экспортный вариант самолета - СУ-24МК.
СУ-24МР – тактический разведывательный самолет обладает увеличенным радиусом действия. Может вести фото видео съемку и вести радиотехническую разведку. Этот самолет не может нести бомбовую нагрузку, но для самообороны имел под крылом ракеты ближнего боя Р-60 класса воздух-воздух. За все время было выпущено около 130 экземпляров СУ-24МР.
СУ-24МП – постановщик помех. На нем применялся специальный комплекс для постановки помех противодействия зенитных ракетных комплексов. За все время было выпущено всего 10 таких машин.
СУ-24М2 – самая последняя модификация, где основной модернизации подверглось бортовое оборудование, для того что бы появилась возможность управлять комплексом вооружения, которое применяется на СУ-34, и который в будущем полностью заменит СУ-24 на боевом посту.
Всего было выпущено, по разным данным, от 1200 до 1300 СУ-24 разных модификаций. Многие эксперты до сих пор считают, что советский СУ-24 был копией F-111, и отчасти они будут правы.
P.S. Но не стоит забывать, что на нем применялись новейшие, на то время решения, советских конструкторов, которых не было на американце. Это и сделало СУ-24 легендарным самолетом, который долгое время носил звание основного фронтового бомбардировщика Советского союза.