В общеобразовательных организациях может быть только внеурочная деятельность, а дополнительного образования быть не может?
В последнее время с введением ФГОС стали поговаривать о том, что сфера дополнительного образования осталась только в учреждениях, или как правильно сейчас говорить, в организациях дополнительного образования детей: Центрах дополнительного образования, Школах искусств, Детских спортивных школах и т.д. и т.п. То есть в общеобразовательных организациях может быть только внеурочная деятельность, а дополнительного образования быть не может. Хотим остановиться на двух очень важных аспектах понимания занятости детей после уроков в школе:
- внеурочная деятельность,
- дополнительное образование.
Конечно, организации дополнительного образования детей проводят обучение по дополнительным программам. Это их профиль деятельности. Такая деятельность называется внешкольной.
Общеобразовательные организации – школы, гимназии, лицеи - реализуют внеурочную деятельность, так как она по ФГОС является частью образовательного процесса. Такие организации в соответствии с образовательным планом разрабатывают план внеурочной деятельности, в соответствии с которым и организуются кружки, секции, исследовательская, проектная деятельность и т.д.
«А где же дополнительное образование?» - спросите Вы. А вот тут надо посмотреть в лицензию общеобразовательной организации. Если в лицензии Вашей образовательной организации прописана возможность вести образовательный процесс по программам дополнительного образования, то Ваша школа имеет право и возможность реализовывать программы дополнительного образования.
Если нет такой записи, то Ваша образовательная организация не может вести деятельность по программам дополнительного образования.
Таким образом, в общеобразовательной организации тоже может быть дополнительное образование.
Теперь другой вопрос. Как могут сосуществовать внеурочная деятельность и дополнительное образование в общеобразовательной организации? Как понять где и что?
В рамках образовательного процесса школы реализуется внеурочная деятельность. Она регламентируется ФГОС. Реализуется внеурочная деятельность в соответствии с образовательной программой школы, учебным планом. Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы. Реализуют внеурочную деятельность учителя.
Дополнительное образование – это дополнительная деятельность школы, которая «подчиняется», то есть планируется и реализуется в соответствии с нормативными документами дополнительного образования. Обращаю Ваше внимание на то, что дополнительное образование не регламентируется ФГОС, в дополнительном образовании нет стандартов обучения.
Дополнительное образование реализует дополнительные образовательные программы. В рамках дополнительного образования в школах реализуются так называемые платные услуги, то есть программы - кружки, секции, клубы и т.д. - за посещение которых учениками или дошкольниками платят родители. Думается, что такие услуги есть в каждой школе, где осуществляется дополнительное образование. Но дополнительное образование может быть не только платным, но и бесплатным для родителей.
Кто реализует обучение по программам дополнительного образования детей в школе? Реализовывать это может только педагог дополнительного образования. Это может быть педагог, в дипломе которого прописана такая квалификация. Это может быть и обычный учитель, который прошел курсы профессиональной переподготовки и получил диплом, в котором прописана квалификация «педагог дополнительного образования».
Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/направленностями содержания.
«…Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)…»
«Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой».
Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным образовательным программам определяет организация, точнее, дополнительная образовательная программа, которую составляет сама ОО (образовательная организация).
Таким образом, дополнительное образование может быть и в общеобразовательной организации.
Как правильно составить программы внеурочной деятельности и дополнительного образования и реализовать их, помогут понять дистанционные курсы "Моего университета".