Судьба барабанщика. СССР, 1956. Режиссер Виктор Эйсымонт. Сценарист Лия Соломянская (по одноименной повести Аркадия Гайдара). Актеры: Даниил Сагал, Сережа Ясинский, Алла Ларионова, Андрей Абрикосов, Виктор Хохряков, Клавдия Половикова, Александр Лебедев и др. 25,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Лауреат трех Сталинских премий Режиссер Виктор Эйсымонт (1904-1964) поставил 14 полнометражных игровых фильмов (Крейсер «Варяг», «Судьба барабанщика», «В добрый час» и др.) три из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Сегодня мнения читателей о фильме «Судьба барабанщика» (как и о книге А. Гайдара и о самой его личности) порой резко расходятся:
«Замечательный, теплый и добрый фильм… Но, к сожалению, в фильме не передана грозная атмосфера 30-х годов, период страха, ожидания ареста... Несмотря на все недочеты фильм все же смотрится с интересом» (А. Гребенкин).
«В фильме ничего не осталось от чудесной прозы Гайдара, ощущения тревоги, напряженности. Только игра Виктора Хохрякова спасает фильм» (Александр).
Дорога. СССР, 1955. Режиссер Александр Столпер. Сценарист Сергей Ермолинский. Актеры: Андрей Попов, Виталий Доронин, Николай Гриценко, Тамара Логинова, Лев Свердлин, Виктор Авдюшко, Евгений Матвеев, Евгений Леонов, Григорий Михайлов, Владимир Кенигсон и др. 25,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Столпер (1907-1979) поставил 16 фильмов (главной работйо его жизни была экранизация романа К. Симонова «Живые и мертвые»), шесть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Среди них и фильм на модную в те времена шпионскую тему «Дорога».
Мнения нынешних зрителей об этой незамысловатой ленте с талантливыми актерами в главных ролях сегодня существенно разнятся:
«Картина смотрится динамично, сюжет не стоит на месте, быстро развиваясь и не давая зрителю заскучать. Операторы шикарно, в большом масштабе показали всю красоту зимней природы. Горы, снега, метели и вьюги. Визуально фильм производит неизгладимое впечатление.
Дорога - это советская классика шпионско-приключенческих лет и наше наследие» (Саваж).
«Великолепный видовой фильм. Операторская работа на высочайшем уровне. И при этом – шпионский боевик с таким нагромождением нелепостей, мама не горюй! Джеймс Бонд отдыхает… Таджики, патефоны, горные лыжи, симфонический оркестр в горах, Леонов с фингалами под глазом (второй – для симметрии), чекист и шпион, не разлей вода, влюблённый очкарик-заочник со змеями. … Нарочно не придумаешь!» (Мономах).
А Вы помните эти фильмы, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020.
P.S. Тех читателей, кто интересуется шпионской темой в кино времен «холодной войны» отсылаю к моей книге «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей» (М., 2017). http://kinopressa.ru/library