Найти тему
Sales Academy

Agile-безумие: призрак коммунизма опять бродит.

Слишком много шума вокруг Agile: статьи, обсуждения, победная инфографика. Честно говоря, Agile-проекты не так часто встречаются – о них больше говорят, чем пытаются что-то поменять в соответствии с этой методологией. Тем не менее, Agile актуальный и мощный тренд в менеджменте.

За несколько месяцев до введения режима изоляции выступал на большой практической конференции, и после меня, на сцену вышла очаровательная докладчица с одой новому менеджменту, при этом она говорила об использовании Agile философии в продажах.

Первые пять минут любовался ее круглыми и аппетитными коленками (стоп-стоп, не будет включать Харви режим), потом ухмылялся четко сформулированными (она оказалась классным спикером) фантазийными историями и тезисами. Ну, разве редко встречаешь увлеченных людей, искренне выдающих желаемое за действительное. Но вдруг я понял, что все гораздо серьезнее. То, что она говорила, было не что иное как, упакованная в современные обертки коммунистическая пропаганда. Призрак коммунизма проснулся и выполз из своего заточения. Представил, как смотрели пленные белые офицеры на Инессу Арманд или Ларису Рейснер.

Даже во внешних атрибутах много похожего. Манифест Карла Маркса и Agile Manifesto. Такое же отрицание частной собственности. Если раньше на средства производства, теперь на принятие и ответственности за решения. Группа и коллектив важнее личности. Взаимодействие и групповая целесообразность важнее законов и писаных правил. Абстрактные люди важнее процессов и инструментов, читай капитала и технологий. Опять идеи колхоза – коллективного хозяйства и группового вознаграждения. Привет трудодням!

Пренебрежение фундаментальными науками и истовая вера, что бирюзовая тусовка «единомышленников» изобретет заново велосипед и третий закон Ньютона. Типа, выпадешь из окна девятого этажа, встанешь, отряхнешь boy-friend джинсики, протрешь белые сникерсы и как ни в чем не бывало, пойдешь креативить дальше.

Глаза фанатов блестят как у Павки Корчагина, под дождем и снегом прокладывающего узкоколейку. Хотя можно было догадаться, что скоро зима и нужно как-то довезти в город дровишки. Зачем планировать, когда стремительным спринтом можно решить вопрос.

Царство добра и вовлеченности. Только вспоминается, что тяга к всеобщей справедливости обычно заканчивается ГУЛАГом. Не стесняясь, докладчица вещала со сцены, что обычно сплоченная группа выдавливает до 30% не желающих «вовлекаться» коллег. Даже роли для политруков появились – Agile-коучи и скрам-мастера. Комиссары в пыльных шлемах уже тут как тут.

Давайте разберемся, откуда пришла к нам такая напасть.

Изначально Agile – это методология разработки и управления проектами с нечеткими требованиями. Но, согласитесь: если на старте проекта заказчик не может сформулировать свои пожелания, результат, вряд ли сможет его удовлетворить. По-хорошему, в такой ситуации исполнителю нужно поработать вместе с заказчиком над требованиями. Но это тяжело, долго и нервно. Поэтому и был придуман Agile, чтобы по ходу проекта вносить изменения, проверять, насколько они устраивают заказчика, и такими перебежками-спринтами двигаться к конфигурации, которую он одобрит. Таким образом, требования заказчика развиваются параллельно процессу работы над проектом.

Подход имеет право на жизнь в ИТ-индустрии, в разработке инновационных продуктов, где и вправду четких требований на старте нет. Как правило, это касается стартапов, когда свою гипотезу проверяют уже на реальном заказчике.

Вторая возможная сфера применения Agile – маркетинг. Здесь ведь тоже создаются новые коммуникационные продукты. Точки контакта и источники трафика – сайты, лендинги, страницы в соцсетях и так далее. Зачастую маркетологи не могут точно знать, чего именно хочет клиент. Соответственно, необходимо пробовать, обсуждать с потребителями и вносить коррективы.

Но идеологи новой бизнес религии говорят, что их мантры – далеко не только система управления проектами. Это еще и философия, принципы которой описаны в Agile Manifesto. Люди, которые придумали методологию, пытаются максимально распространить ее на все сферы бизнеса. Но проблема в том, что принципы Agile пытаются применить там, где этого делать категорически нельзя.

Во-первых, Agile невозможно использовать в проектах, которые базируются на фундаментальных науках, как, например, сопромат, аэродинамика, ядерная физика. Вы не можете спринтами или групповой работой отменить фундаментальные научные принципы. Если мы с вами будем по Agile строить мост – он рухнет. Да, создать требования для таких проектов – непросто, но по-другому – просто не получится.

Во-вторых, Agile однозначно не подойдет для тех сфер, которые жестко контролируются регуляторами – государственными или отраслевыми. Если Центробанк предписывает те или иные правила, то при чем здесь Agile? Изучайте правила и реализуйте свои продукты в соответствии с ними.

В-третьих, Agile точно не подходит в ситуации, когда проект связан с изменением жизни людей, например – при перестроении бизнес-процессов в том или ином подразделении. Чтобы приспособиться к новым правилам, сломать свое старое отношение к происходящему и сформировать новое, привыкнуть и адаптироваться сотрудникам необходимо время. Минимум 100 дней. Это при том, что изменения будут качественно подготовлены. Так о каких двухнедельных спринтах может идти речь. Почему Agile так хорошо работает в разработке инновационных ИТ-продуктов? Все просто: там не надо никому адаптироваться. Поменяли код, скорректировали решения – и проверяем, работает или нет.

Можно возразить: если сотрудники в таких самоорганизующихся группах сами придут к необходимости изменений, то они смогут проще принять перемены. Это не так. Чаще всего уровень профессиональной зрелости сотрудников недостаточно высок, и они будут вырабатывать решения как можно более комфортные для них самих – а не наиболее эффективные для компании. Кроме того, решения будут вырабатываться очень медленно.

Приведу пример. Один из апологетов модных течений, дискутируя со мной, рассказал историю. Одна компания решила перестроить отдел продаж. Для этого создали небольшие группы, которые за несколько месяцев, выработали прекрасное решение: они разделили продажников на тех, кто звонит, и на тех, кто проводит встречи. Но любой мало-мальски компетентный руководитель к такому решению пришел бы примерно за полчаса. Мало того, что принятие решения заняло очень много времени, так еще и сам креативный процесс отрывал людей от реальной работы.

В менеджменте многое уже придумано и работает хорошо. Не надо изобретать велосипед. По такой логике можно попробовать заново придумать бухучет, sales management, финансовый анализ, риск-менеджмент. Но зачем?

На самом деле причина дикой популярности Agile проста. Все идет от низкого управленческого уровня и компетенций руководителей. Вместо того чтобы прокачивать свои управленческие навыки, брать на себя ответственность за выработку решений, намного проще сбросить эти обязательства на подчиненных. Часто руководители пытаются объяснить это тем, что они хотят раскрыть потенциал своих сотрудников. Но в теоретическом менеджменте есть такое понятие «делегирование полномочий». Если в вашем коллективе действительно компетентные сотрудники – почему бы не дать им определенные полномочия.

Что такое делегирование? Это ограниченное право принимать решения, но с наложением ответственности за достижение целей. В этом весь смысл. Если руководитель понимает, что в компании есть группа людей, которым можно делегировать определенные полномочия, – это нужно сделать. Но, повторюсь, эти люди должны нести ответственность за достижение цели, а большой босс несет ответственность за сам факт делегирования.

Еще очень важный момент. В Agile самоорганизующиеся группы, когда они достигают определенного успеха, начинают устанавливать свой диктат. Они не принимают сторонних людей, не допускают других мнений. Сплоченная группа начинает думать, что может вести бизнес внутри компании, забывая о том, что на ее существование были выделены серьезные ресурсы – финансовые, временные и репутационные. Представьте на секундочку, что эта группа ошибается.

Кроме того, в любой группе всегда наступают кризисные моменты – когда люди сталкиваются с проблемой, которая им кажется нерешаемой. И вот тут-то в самой группе появляется лидер, который предлагает и продвигает решение. Опять появляется иерархия.

Зрелый руководитель должен знать, когда необходимо выстраивать вертикаль власти, а когда – грамотно делегировать полномочия. В этом и заключается квалификация управленца. Это и есть искусство менеджмента – уметь балансировать между системой и креативным хаосом.

Каждый год на бизнес-рынках появляется какой-нибудь хайп. Сейчас в менеджменте таким хайпом является Agile. Я не против этой методологии, просто она должна занять свое место в управленческой колоде. Как инструмент – Agile имеет место быть, но необходимо уметь задействовать все козырные тузы.

Поэтому главный способ бороться с Agile-истерией – это здравое и открытое мышление. Так же как и в первой половине двадцатого века прививка коммунизма и успешная борьба с ним сделала Америку сверхдержавой, так и сегодня здравый смысл и наука управления сделает современных руководителей сильными и успешными.

Нужно изучать и разбираться со всеми нововведениями, тестировать и находить нужное место им на своей управленческой полочке.

В заключении, хочу напомнить классический анекдот позднего советского периода.

Карл Маркс, сидя за столом, дописывает заключительную страницу, ставит точку и восклицает» Да, пролетарская революция неизбежна!» Фридрих Энгельс хватается за голову и начинает в ужасе бегать вокруг стола. На пятом круге Маркс ловит друга за фалду сюртука: «подожди, Фридрих, фабрику продавать – может все обойдется!»

Если солидарны с моей точкой зрения - буду признателен за лайк, комментарий , а то и перепост. ))

Подписывайтесь на канал и будем на связи!