Найти в Дзене
Живопись

Художник Гастон де Ла Туш: ощущение праздника

Замечательный французский художник Гастон де Ла Туш — автор целого ряда произведений ныне считающихся классикой мировой живописи. Его вклад в становление и развитие постимпрессионизма невозможно переоценить.

Впрочем, обо всем по-порядку. И нам хотелось бы в своей обычной манере перейти непосредственно к рассмотрению главных особенностей его творчества. Но упустить некоторые детали биографии этого мастера мы попросту не можем. Ибо в них заключены предпосылки к возникновению его уникального живописного почерка.

Гастон де Ла Туш, «Флоксы»
Гастон де Ла Туш, «Флоксы»
Гастон де Ла Туш, «Пионы», 1890
Гастон де Ла Туш, «Пионы», 1890

Как и любой другой прирожденный художник, маленький Гастон с самого раннего детства проявлял живой и горячий интерес к рисованию. Родители, прочившие своему сынишке судьбу видного деятеля искусств всячески поддерживали его увлечения. Талант и трудолюбие мальчика обещали стать залогом скорых успехов, но в стройные планы вмешался Франко-Прусский вооруженный конфликт. Впрочем, жизнь часто непредсказуема, а повороты судьбы — диалектичны. Вынужденный надолго расстаться с любимым увлечением юный парижанин хоть и не оттачивал мастерство владения грифелем и кистью, зато проделал колоссальную внутреннюю работу переосмысливая собственный творческий подход. Так или иначе, но возвратившись к практическим занятиям, де Ла Туш продемонстрировал удивительную для несовершеннолетнего молодого человека самостоятельность и решимость при выборе средств и методов самовыражения.

Гастон де Ла Туш, «Мать и дитя»
Гастон де Ла Туш, «Мать и дитя»
Гастон де Ла Туш, «Под деревом»
Гастон де Ла Туш, «Под деревом»

В результате к своим неполным восемнадцати годам он уже являлся автором ряда полотен, выполненных в академическом стиле.

Гастон де Ла Туш, «Портрет матери с ребенком»
Гастон де Ла Туш, «Портрет матери с ребенком»
Гастон де Ла Туш, «Портрет молодой девушки»
Гастон де Ла Туш, «Портрет молодой девушки»

Эти творения, однако, не снискали известности и широкого признания. И это неудивительно, ведь молодой художник умышленно акцентировал внимание зрителя на обыденных сюжетах, поданных к тому же в сугубо консервативном ключе. Отражая подлинное состояние внутреннего мира самого мастера, они оставили равнодушными столичную публику. Потому не удивительно, что деморализованный таким дебютом Гастон решил последовать примеру Н.В. Гоголя и отправил свои творения туда же, куда отечественный классик определил второй том «Мертвых душ».

Гастон де Ла Туш, «Притворщик»
Гастон де Ла Туш, «Притворщик»
Гастон де Ла Туш, «В ложе театра»
Гастон де Ла Туш, «В ложе театра»

Но наш герой не думал сдаваться. Первые неудачи лишь еще сильнее закалили его характер, одновременно стимулируя к поиску новых технических живописных приемов, а главное — источника вдохновения. Поворотным моментом творческой биографии нашего героя стало знакомство с признанными звездами французского импрессионизма. Счастливый случай привел Гастона де Ла Туша в уютное парижское кафе «Гербуа», где он свел полезное знакомство с Эдуардом Мане, Дега и Ренуаром. Что интересно: изначально молодому человеку просто льстило доброе отношение к нему легендарных мэтров, их искренняя расположенность, готовность поделиться опытом и дать бесценный совет.

Гастон де Ла Туш, «На берегу реки»
Гастон де Ла Туш, «На берегу реки»
Гастон де Ла Туш, «Сидящая балерина»
Гастон де Ла Туш, «Сидящая балерина»

С той поры «дрейф» молодого академиста в направлении впечатленческого стиля начинает наглядно «проступать» сквозь прежние тяжеловесные нарративы. Проходит совсем немного времени, и яркие, светлые, наполненные настроением рококо, картины де Ла Туша завоевывают сперва благосклонное внимание, а после — и искреннее восхищение парижской публики. Его тонкая кисть пишет свободно и широко, а идеалистические мотивы и изящная эстетика жизни богемы совершенно вытесняют прежние мрачноватые паттерны.

Гастон де Ла Туш, «На ужине»
Гастон де Ла Туш, «На ужине»
Гастон де Ла Туш, «Веселый праздник», 1906
Гастон де Ла Туш, «Веселый праздник», 1906

И вот здесь, на этом самом моменте, большинство наших уважаемых коллег, берущихся писать статьи о творчестве де Ла Туша, высказывают восхищение уникальностью его новообретенного стиля. Будто влияние великого Мане и заимствования приемов Фрагонара явились достаточным условием рождения звезды постимпрессионизма. А ведь это совсем не так. Не случись в судьбе нашего героя «тактическая пауза», повлекшая стратегический анализ и глубокую рефлексию; не подвергнись его ранние самостоятельные работы публичной обструкции; не столкнись он с темной стороной карьеры живописца, полной сомнений и разочарований — никогда его полотнам не было бы суждено обрести такой неповторимой легкости, гармоничной насыщенности светом, ауры радостного предвкушения мира праздника и веселья. К тому же, ставший своеобразным черновиком академический период творчества маэстро и его постепенная, глубоко прочувствованная и осмысленная эволюция, стали тем самым залогом неповторимой индивидуальности и стопроцентной узнаваемости полотен, которые до сих пор восхищают посетителей Елисейского дворца и Версаля.

Гастон де Ла Туш, «Гребцы»
Гастон де Ла Туш, «Гребцы»

Он ушел так, как до и после него мечтали уйти многие великие. На пике славы, удостоенный высшей награды Республики, в собственной мастерской, творя очередной шедевр. Его вклад в мировое изобразительное искусство невозможно переоценить. Поскольку его удивительно искренние в своем жизнелюбии полотна стали своеобразным связующим звеном между прошлым и современностью, внеся неоценимый вклад в сохранение и развитие традиций французского импрессионизма.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!