Цитируемый ниже документ представляет собой отчет "Об организации ведения воздушной разведки", направленный 29 ноября 1942 года начальнику штаба советской 1-й воздушной армии полковнику Александру Пронину начальником штаба 203-й истребительной авиадивизии подполковником Ананием Николайшвили. В отчете даны сведения, касающиеся приобретения практики разведывательных полетов в частях дивизии в период с 26 мая по 28 сентября того же года и проблем, с которыми пришлось столкнуться летчикам и их командирам. 203-я ИАД тогда являлась свежим недавно сформированным соединением, летный состав которого в основном не имел достаточной подготовки и сколь-нибудь весомого фронтового опыта. Особенно это относилось к ведению воздушной разведки, поскольку пилотов истребителей в училищах и запасных авиаполках этому умению не обучали вовсе:
"Разведка поля боя
Разведку поля боя части дивизии выполняли в большинстве случаев в районе активных действий наземных войск с задачей установления скопления резервов и выдвижения войск противника к полю боя.
Для выполнения этой задачи, в зависимости от обстановки, выделяли от 3 до 5 самолетов ЛаГГ-3 или Як-1.
В районах, где активность авиации отсутствовала, выделяли по два самолета. Как в первом, так и во втором случаях разведка выполнялась визуально на высоте от 1000 до 1500 метров в зависимости от насыщения зенитной артиллерией.
Для выполнения задания по разведке выделяли лучше подготовленные экипажи, которые перед вылетом дополнительно инструктировались. Если на задание выделяли 5 самолетов, то из них 3 экипажа назначали только с целью наблюдения за воздухом и ведения ориентировки, остальные два самолета вели разведку.
Когда на задание выделяли 2 самолета, то один из них вел разведку, а второй вел наблюдение за воздухом. Такое мероприятие давало возможность своевременно обнаружить истребителей противника и принять решение. Практика показала, что качество визуальной разведки истребителей низкое, это объяснялось слабой подготовкой летного состава и неумением вести разведку и одновременно вести наблюдение за воздухом.
Из бесед с летным составом, выполнявшим задачу по разведке, установлено, что летчики больше внимания уделяют своему ведущему и приборам самолетов, и мало смотрят за землей, отсюда и получается низкое качество разведки. Большую роль играет и подготовка летного состава, так как по прибытии полков в дивизию летный состав не был подготовлен для ведения разведки, с этой целью в полках дивизии были выделены специальные звенья, с которыми проводились дополнительные занятия по разведке.
Этот способ себя оправдал и его необходимо в дальнейшем развивать. Необходимо уделять большое внимание воспитанию экипажа - разведчика. Так как были случаи, когда экипажи в районе скопления войск противника попадали в зону зенитного огня и вместо того, чтобы сделать еще один заход и установить характер и количество войск противника, ограничивались одним заходом; при этом уходили на высоту от огня зенитной артиллерии, отсюда не могли дать достоверных данных о противнике.
Были случаи, когда разведку согласно задания выполняли параллельно с выполнением прикрытия штурмовиков. Такой метод разведки себя не оправдал и в дальнейшем не стоит его применять, так как в этом случае истребители уделяют все внимание наблюдению за штурмовиками, за строем и за воздухом, и почти совсем не смотрят за землей.
Разведку с применением фотоаппаратов производили очень редко. Фотоаппараты типа АФА-И были установлены на самолетах ЛаГГ-3. С этой целью было выделено одно звено самолетов ЛаГГ-3, на которых были установлены фотоустановки. С личным составом были проведены теоретические и практические занятия. С началом активных боевых действий самолеты с фотоустановками не возвратились с боевого задания, а вместе с этим пропала часть оборудования, которую в дальнейшем нельзя было пополнить. Фотоаппараты перед вылетом на боевое задание снимались. Практика показала, что для ведения разведки в истребительном полку необходимо иметь один самолет с фотоустановкой на одно звено, а аппараты и оборудование устанавливать только при выполнении задания на разведку.
Практика показала, что разведку истребителями лучше всего производить парой, где один самолет ведет наблюдение только за землей, а второй ведет наблюдение за воздухом. В этом случае разведчики имеют лучшую маневренность, что облегчает ведение разведки. Для связи между экипажами в воздухе применяли радио, которое дало положительные результаты, но не было широко использовано.
Попытка передачи разведданных по радио не увенчалась успехом из-за короткого радиуса действия радиостанций. Были случаи, когда во время разведки поля боя наши истребители встречали и сами навязывали воздушный бой истребителям противника вместо выполнения основной задачи. В одном из таких полетов наши 4 ЛаГГ-3 встретили и навязали воздушный бой 2-м Ме-109, в результате чего сбито 2 ЛаГГ-3 и 1 Ме-109, при этом задача на разведку полностью не выполнена. Отсюда следует, что при выполнении разведки необходимо категорически запрещать экипажам первыми навязывать бой, когда противник его избегает. Так как в этом случае экипажи все внимание уделяют воздушному бою и прекращают вести наблюдение за землей. Маршрут полета при ведении разведки выбирали с учетом наличия мест расположения средств ПВО противника.
Разведка аэродромов
Полеты на разведку аэродромов производились в большинстве случаев парами и тремя самолетами ЛаГГ-3 и Як-1. Разведка велась визуально на высоте от 1500 до 2500 метров. Для лучшего изучения районов аэродромов противника прикрепляли постоянных людей по районам. С выделенным личным составом по схемам и фотопланам изучали расположение аэродромов противника и характерные ориентиры в этом районе. Так как аэродромы противника прикрывались сильным зенитным огнем, а самолеты тщательно маскировались, то визуальным наблюдением отмечались очень редко. Отсюда следует, что лучшим средством наблюдения замаскированных аэродромов является фоторазведка.
Выводы
Разведку истребителями выполнять можно, но для этого необходимо:
1. Отлично подготовить летный состав (тактической подготовке) для ведения разведки.
2. Перед вылетом устанавливать порядок выполнения задания путем выделения самолетов наблюдения и охранения.
3. Научить летный состав пользованию фотоаппаратурой, если таковая имеется на самолете.
4. Шире использовать радио для связи между экипажами и при передаче данных разведки.
5. Если имеется возможность - летный состав закреплять за отдельными районами наблюдения."