Ответы д.п.н. А.В.Хуторского на вопросы участников дистанционного курса.
В ходе занятий по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика дистанционного обучения» (250 ч.) курсанты задают вопросы ведущим. Подборка свежих вопросов и ответов на них Андрея Викторовича Хуторского, доктора педагогических наук, директора Центра дистанционного образования «Эйдос».
Жалобы на ДО
Почему, на Ваш взгляд, так много жалоб на работу в формате ДО со стороны педагогов?
Потому, что предложенный педагогам «формат ДО» неграмотный и нечеловекосообразный. И потому, что педагоги не умеют работать от потребностей и целей учеников, а пытаются транслировать ученикам внешние требования. В очном варианте такие методы для всех привычны и отработаны. А дистант такого подхода не принимает.
На Ваш взгляд, при таком отношении к ДО (чаще негативном), есть ли у ДО будущее в нашей стране в системе общего образования?
То ДО, которое сейчас массово произошло, никаким ДО не является. И не имеет ничего общего даже с теми педагогическими основами ДО, которые разработаны в России 20-30 лет назад. Я уж не говорю о современных представлениях о дистанте.
Нынешнее негативное отношение к дистанту на самом деле, не к нему, а к системе управления и организации этого дистанта. Управленцы, педагоги, ученики оказались не готовы изменить свои принципы обучения и попытались делать то же самое, что и всегда. А ДО – не то же самое, что очное обучение.
В системе общего образования ДО будет эффективно тогда, когда оно станет научно обоснованным, технологически и экономически обеспеченным, с подготовленными кадрами и средствами. По госзатратам для ДО нужно не меньше, а даже больше средств и усилий, чем для очного обучения (бюджет РФ на образование в 2019 году 827 млрд. руб).
Нынешнюю ситуацию вынужденного дистанта следует рассматривать как важный шаг к построению качественного ДО.
Школа и ДО
Какой пакет нормативно-правовых актов должен быть в школе при организации ДО?
К сожалению, необходимый пакет нормативно-правовых актов по ДО отсутствует в государстве. Думаю, что в ближайшее время он будет расширен, но, учитывая предыдущий опыт нормотворчества, надеяться на качественную нормативную базу не приходится. Поэтому, действительно, школе придётся создавать свои нормативные акты. Но они самостоятельно этого не умеют делать. Путь один – заказывать такую работу у специалистов.
Учитель в ДО
Как распределить деятельность учащихся и учителей в ДО?
В зависимости от целей тех или иных занятий деятельность учащихся и учителей распределяется по-разному. В ДО неэффективны лекции и «объяснения нового материала». Ведущими выступают ключевые виды деятельностей учащихся, мы определили 5 таких видов: креативные, когнитивные, оргдеятельностные, коммуникативные, ценностно-смысловые. Роль дистанционного учителя – организовать процесс, обеспечить условия для самореализации учеников, их траектории, создания образовательного продукта, его презентацию, обсуждение, оценку, а также целеполагание и рефлексию удалённых обучаемых.
Зачем учителю читать в соцсетях комментарии, имеющие, как правило, оценочное суждение, и напоминающие «коммунальную квартиру»?
Читать комментарии в соцсетях по теме, которой занимаешься профессионально, необходимо, чтобы соотносить собственные позиции с иными. Это развивает эмпатию, позволяет видеть реальность, изучать людей, с которыми предстоит работа.
Специальность «дистанционный учитель» предполагает умение видеть и анализировать дистанционную реальность. Посты в соцсетях – это значительная часть такой реальности. Видеть в ней нужно то, что поможет планировать и осуществлять свою деятельность.
Приемлема ли в ДО роль сопровождающего, может быть, тьютора? В Вашем понимании тьютор какие функции выполняет?
Мы разработали систему субъектов ДО. Есть статьи и диссертации на эту тему. Тьютору есть место в ДО. Его функции такие же, как и в очном обучении – сопровождать образование ученика, только дистантно. Наивысший уровень тьюторства – в распределённом обучении, когда охватываются все сферы образования ученика с использованием разных ресурсов и учреждений.
Родители и ДО
Иногда родители просят и настаивают, чтобы ДО было в едином формате, на Ваш взгляд, возможно ли это, и правильно ли?
Большинство родителей не имеют профессионального родительского образования. Такого образования вообще как системы не существует. Поэтому прислушиваться к их мнениям нужно только для учёта этих мнения, а не для принятия каких-то важных решений. Вопросы формата ДО – в компетенции специалистов.
Что касается «единого» формата ДО, его нет и быть в современном мире не может. Любые попытки унификации без учёта потребностей людей обречены.
Как Вы относитесь к созданию некого института подготовки родителей, если они выбирают семейную форму обучения?
Такой институт должен быть. И не только для СОшников. Ещё Я.А.Коменский предложил «материнскую школу». Такая школа нужна для родителей, как ожидающих, так и воспитывающих детей.
Воспитание в ДО
Воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса? Как вы считаете, какими могут быть формы воспитательного процесса при дистанционном обучении?
Да, воспитание – неотъемлемая часть ДО. Формы воспитательного процесса направлены на воспитание личностных качеств ученика, которые необходимы ему для жизни, в том числе и для дистантной. Почти все компетенции ученика содержат качества, которые воспитываются в ДО: целеполагание, целеустремлённость, ответственность, структурированность, логичность, рефлексия и др.
Воспитание определяется также содержанием образования - тематикой проектов, типами заданий и др. Например, в нашей научной школе разрабатываются технологии и формы развития ценностно-смысловых компетентностей.
Система занятий в ДО
Как перевести классно-урочную форму в формат ДО?
Опыт показал неэффективность перевода классно-урочной формы в формат ДО. Эта форма к ДО не приспособлена. Попытки приспособить приводят к массе проблем, что показал прошедший месяц массового дистанта. Опираясь из свой собственный опыт, для ДО нами предложена проектная форма с элементами погружений и разновозрастных телекоммуникаций.
Какие существуют успешные модели организации образовательного пространства и образовательной среды в условиях дистанционного обучения?
Успешность определяется достижением поставленных целей. То, что в одной системе будет успешным, в другой может расцениваться неуспешным.
Образовательное пространство и образовательная среда – смежные понятия. Традиционным понятием выступает «содержание образования». Вопросы моделей организации сред – исследовательские и не имеют закреплённых решений.
Какие образовательные среды (открытые, закрытые) необходимо применять в ДО?
Образовательные среды в ДО – подходят те, которые необходимы и достаточны для достижения учеником поставленных им целей и создания собственного образовательного продукта (но не скачивания информации). Сеть интернет – самая глобальная среда, необходимо структурирование деятельности ученика с нею в формате учебных заданий определённых типов.
Что понимается под электронной информационно-образовательной средой при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий?
Под электронной информационно-образовательной средой я понимаю среду в электронной форме, которая предназначена для осуществления образовательной деятельности обучаемого. Среда может включать в себя как аналоговые материалы (книги, учебники, лабораторные материалы), так и удалённую информацию. Но среда не есть то, что должен изучить, усвоить или запомнить ученик. Она нужна для создания им собственной образовательной продукции.
Какой процент учебного времени отводится на вебинары и на самостоятельную работу обучающихся в ДО?
В разных учреждениях соотношение разное. Понимание самостоятельности неоднозначно. Например, с позиций нашей научной школы любая деятельность ученика является и должна быть его самостоятельной деятельностью. Всё зависит от целей и технологий педагога. У одного учителя все ученики самостоятельны и на вебинаре, и во время домашней работы, а у другого самостоятельности учеников нет ни там, ни там.
В чем принципиальное отличие Интернет-технологий и дистанционных образовательных технологий?
Дистанционные образовательные технологии применяются не только в интернете. Например, ещё в ТВ, в радио, в обычной заочке.
Перспективы очного и дистанционного обучения
В чем принципиальное отличие дистанционного обучения от любого другого?
В пространственной распределённости субъектов обучения, а также средств обучения.
В чем главное преимущество дистанционного образования перед цифровым образованием?
В распределённости. Цифровые типы образования могут осуществляться в обычной школе или классе.
Виды деятельности в ДО и в очном обучении: в чем отличие?
Сходств у них, как деятельностей, больше, чем отличий. Другое дело, что есть традиционное очное обучение – в котором много непродуктивных деятельностей. И многие учителя, школы, как показал опыт, попытались такие же непродуктивные деятельности перенести на дистант. А дистанту они не подошли! Что и стало очевидно. Кризис обнажил не проблемы дистанта, а проблемы непродуктивных деятельностей.
В чём отличие разработки учебных курсов для дистанционного и очного образования?
Отличие не только в наличии интернет-коммуникаций. Разработка учебных курсов для дистанционного образования главной зоной внимания определяет организацию деятельности удалённых учащихся – такую, которая приведёт к их самореализации по отношению к теме курса. В традиционном же очном образовании доминирующей зоной внимания зачастую является деятельность учителя и транслируемая им информация. Между тем, передача информации не есть передача знаний. Знания вообще не передаются.
Как Вы относитесь к реализации проекта «Искусственный интеллект» при образовательной активности в рамках реализации образовательных программ?
Искусственный интеллект идёт и придёт в образование тоже. В чём-то его функции реализуются уже сейчас. Нужно только отличать страшилки про чипизацию от прогрессивных возможностей ИИ.
Что касается государственной стратегии в области ИИ, она должна в первую очередь ориентироваться на потребности людей, а не на то, чтобы «догнать и перегнать» другие страны.
Что такое сетевые курсы, можно ли их отнести к системе ДО?
Понятие «сетевые» имеет различные толкования. Под сетью понимается разное: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевое_обучение
Например, в вузовской системе есть понимание сетевых курсов – как дистанционных курсов для студентов, которые они набирают и проходят в разных вузах. Такое образование мы называем распределённым.
Какова вероятность приоритета дистанционного образования перед очным? В сегодняшней ситуации? А потом, после самоизоляции?
Приоритет дистанционного образования перед очным неизбежно будет возрастать. Независимо от самоизоляции. Уже лет 20 назад называли в перспективе 40% ДО и 60% ОО (очное обучение). Сегодня 100% ДО. Завтра – очное увеличится, но не так, как было. Основная проблема не в соотношении ДО и ОО. А в соотношении продуктивного и непродуктивного образования. И то и другое могут быть как очным, так и дистантным.
Дистанционное обучение или очно-дистанционное – что перспективнее?
Самым перспективным, на мой взгляд, является распределённое обучение.
---
На вопросы участников курса «Теория и методика дистанционного обучения» отвечал А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, директор Центра дистанционного образования «Эйдос».