Найти тему

Музыка на кончике кисти, или метапредметные связи на уроках музыки и изо

В школе №39 города Братска есть два молодых педагога, необычайно увлеченных своим делом: Наталия Игоревна Алексеева, учитель музыки, и Светлана Николаевна Чуксаева, учитель изобразительного искусства. Творческие предметы они преподают тоже творчески, используя нестандартные образовательные технологии.

Так, например, если на уроке музыки дети изучают тему «Балет» - на уроке изо они воссоздают декорации и костюмы из известных балетных постановок. Наталия Игоревна и Светлана Николаевна строят свои учебные планы в творческом тандеме, придумывают параллели между музыкальным и изобразительным искусством.

Пример межпредметного урока (5 класс) по типу развивающего контроля

Тема урока уже интригует: «Музыка на кончике кисти».

Далее предоставим слово авторам.

«В классе на доске представлены портреты композитора М.П. Мусоргского и репродукции картин В. Гартмана. Тем самым ребята подводятся к теме урока, формулируют ее, говоря, что они будут слушать произведения композитора и с помощью наводящих вопросов учителя определяют, что предстоит иллюстрировать музыкальные фрагменты, используя свои художественные умения и навыки.

На следующем этапе учитель сообщает, что им предстоит виртуальное путешествие по картинной галерее, в которую можно попасть, ответив на ряд вопросов:

- Что такое сюита?

- Какое событие ознаменовало появление сюиты?

- Сколько произведений в данной сюите?

- Как называется книга, включающая только иллюстрации?

Во время работы используется фронтальный опрос. Кроме этого ученикам предлагается прослушать три пьесы: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», при этом ученики выясняют, с помощью каких музыкальных средств нарисованы данные пьесы. Таким образом, ученики самостоятельно определяют цель урока, намечают способы достижения цели. Учащиеся осуществляют учебные действия, создавая иллюстрации по выбранной теме в подгруппах, при этом самостоятельно осуществляют контроль за своей деятельность и корректно, соблюдая этические нормы осуществляют взаимоконтроль. Учащиеся делают выставку из созданных работ и дают оценку каждой работе с помощью цветных ноток. Домашнее задание предлагается для закрепления полученных результатов и выражается в предложении создания рамки для своей картины».

Полный вариант статьи Н.И. Алексеевой и С.Н. Чуксаевой «Формы и методы достижения метапредметных связей на уроках музыки и изобразительного искусства» вы найдете в сборнике по мотивам международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения». Сборник можно скачать бесплатно на нашем сайте.

Научно-методический центр "Аксиома" специализируется на инновационной профориентации, комплексной подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, повышении квалификации и учительском росте.
Мы находимся в Москве, после карантина приходите в наш Образовательный центр! Сейчас работаем дистанционно.
Наш сайт https://axiom.expert/
А еще мы есть в Facebook, ВКонтакте, Instagram и, конечно же, на YouTube, где мы регулярно выкладываем интересные видеоролики для педагогов. Присоединяйтесь!