Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

О ПРИРОДНОМ И ИСТОРИЧЕСКИМ ПОНЯТИИ ГЕНИЯ

.

Понятие гения можно выводить из природы, (как поступал Кант, и вслед за ним, Шеллинг), и из истории, (как Маркс, и наверное, до Маркса, Гегель.) В первом случае в гениальном художнике, как бы проясняется вся природа - в его произведении искусства, (при этом, сам человек не в состоянии объяснить что он вложил в произведение в виду бессознательности творческого акта, который так же бессознателен, как в природе, творящей свои явления и чудеса ), а во втором - проясняется история, соборные поколения, в одной большой личности , обретающие свой голос. Понятие гения объясняемое из природы - понятие гения романтическое, ибо в нем много загадок. А понятие гения выводимое из истории, скорее социальное, и более рационалистическое объяснение , связывающее дар с трудом художника, ступенями его становления , с сознанием, больше, чем с его вдохновением. Как я думаю? Я склоняюсь к Канту и Шеллингу. Ибо, само понятие гения - для меня понятие более романтическое , чем действительное. Я даже лично охотнее говорю "гениальное стихотворение", чем "гениальный поэт", "гениальное произведение", чем "гениальный художник"., или "гениальная музыка", чем "гениальный композитор". Наконец, для меня, точнее и благороднее природу назвать гениальной, чем человека. Но если рассматривать понятие гения на полном серьезе - правее, Кант, и Шеллинг.