Найти тему
НУАР-NOIR

Есть ли ангелы в «городе ангелов»?

Обитающие в нуаре люди как руины

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Естественно, в нуаровском Лос-Анджелесе нет ничего ангельского. Эту тенденцию проще всего проследить на примере экранизаций романов и рассказов Раймонда Чандлера. Например, «Убийство, моя милочка» (1944) подало образец того, как частный детектив Филипп Марлоу может «привести» зрителя в самые разнообразные общественные круги «города ангелов». Благодаря этому герою можно было заглянуть и на виллу мультимиллионера, и в самые дешевые притоны, и в игорные дома.

Кадр из фильма "Кровавые деньги" (1947)
Кадр из фильма "Кровавые деньги" (1947)

Аналогичный диапазон «достопримечательностей» можно обнаружить в фильме Джона Брама «Кровавые деньги» (1947) – экранизации романа «Высокое окно». Зрителя буквально тащат из особняков Пасадены в невзыскательный офис детектива Марлоу. Старые постройки викторианского стиля и здания на холмах Банкер Хилла показаны как место обитания лицемеров.

Кадр из фильма "Крест-накрест" (1949)
Кадр из фильма "Крест-накрест" (1949)

Сам Марлоу (Джордж Монтгомери) выступающий в роли рассказчика и закадрового голоса, описывает ситуацию так, будто бы люди сначала выбрали эти места для жительства добровольно, но затем живут «там», так как у них нет реального выбора. Весьма показательно, что в «Кровавые деньги» были вмонтированы реальные документальные кадры, на которых запечатлен Парад роз (Турнир роз) в Пасадене. Якобы это первое праздничное событие в наступившем году могло помочь раскрыть убийство.

Кадр из фильма "Поцелуями сотри кровь с моих рук" (1948)
Кадр из фильма "Поцелуями сотри кровь с моих рук" (1948)

Аналогичным образом Оливер Стоун использовал реальные кадры «выстрелов в Далласе», когда был убит президент Кеннеди. Влияние Чандлера на нуар в целом было огромным. Именно этот детективный писатель впечатлил сценариста «Двойной страховки» Джеймса Кейна. По этой причине «зло» пряталось не где-нибудь, а в роскошных особняках залитых солнцем пригородов Лос-Анджелеса. Реплики же страхового агента Уолтера Неффа весьма похожи на высказывания киношного сыщика Марлоу (в части метафор подобие безусловное).

Кадр из фильма "Поцелуями сотри кровь с моих рук" (1948)
Кадр из фильма "Поцелуями сотри кровь с моих рук" (1948)

Крутые улицы холмов Банкер Хилл с их старыми готическими строениями попали в кадры не только «Кровавых денег», но также появились в ленте Сьодмака «Крест-накрест» (1949). Хотя эта картина более примечательна запечатленными на пленке промышленными районами, расположенными в окрестностях Лос-Анджелеса – именно здесь снимались сцены ограбления инкассаторской машины и последующей перестрелки.

Кадр из фильма "Целуй меня насмерть" (1955)
Кадр из фильма "Целуй меня насмерть" (1955)

Более того, фильм начинается с того, что съемки центра Лос-Анджелеса осуществлялись с вертолета – для того времени это был новаторский ход. Известный своим крутым подъемом фуникулер «Полет ангела» (как раз он доставляет пассажиров из центра города к Банкер Хилл) замечен не только в «Крест-накрест», но также в других нуаровских лентах: «Бессмысленный триумф», иногда шедший под название «Шрам» 1948 года, «Целуй меня насмерть» 1955 года. Непривычно резкий подъем дороги должен был подчеркивать причудливость замыслов заговорщиков.

Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)
Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)

Для большинства американцев Нью-Йорк – это вовсе не «город желтого дьявола», а идеал, воплощенный в манхэттенской линии горизонта и статуе Свободы. И именно по этой причине Нью-Йорк стал вторым после Лос-Анджелеса нуар-городом. В известном количестве фильмов для создания правдоподобности использовались документальные зарисовки (вид небоскребов, Уолт-стрит и т.д.) а большая часть съемок проводилась уже на студиях.

Кадр из фильма "Силы зла" (1948)
Кадр из фильма "Силы зла" (1948)

Первым нуаром, полностью снятым в Нью-Йорке, был «Обнаженный город» Жюля Дассена - это произошло только в 1948 году. Продюсер Марк Хеллингер решил, что «погружение в обстановку» будет осуществляться не традиционным для нуара того времени закадровым голосом, а натурными съемками. В данном случае было важно показать «пульс» города, который не перестает биться ни на секунду. Даже ночью в городе кипела работа – трудились монтировщики, уборщики, печатники и т.д. И только после этого невидимый рассказчик сообщил, что «в обнаженном городе есть восемь миллионов историй – и это только лишь одна из них». Нью-Йорк показан как жесткий город, который буквально за несколько дней погубил молодую модель – её нашли утопленной в ванной в квартире на Манхэттене.

Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)
Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)

Сан-Франциско с его оживленными пирсами и стремительным подъемом улиц больше отвечал требованиям, предъявляемым к экзотике. Не случайно, самым популярным районом для киношников здесь стал китайский квартал. Тут завершается действие «Леди из Шанхая», именно здесь попал в ловушку герой Роберта Митчума – фильм «Из прошлого» (1947).

Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)
Кадр из фильма "Из прошлого" (1947)

Впрочем, нуар-город не имеет смысла с точки зрения географии, и даже с точки зрения истории. В большинстве случаев – это типичный крупный послевоенный американский город. В отличие от большинства городов Европы он смог избежать разрушений, но это не спасло его от нравственного разложения. Метафорическое противопоставление физического и нравственного распада ярче всего было продемонстрировано в 1948 году в эпиграфе к ленте Нормана Фостера «Поцелуями сотри кровь с моих рук».

кадр из фильма "Обнаженный город" (1948)
кадр из фильма "Обнаженный город" (1948)

Эпиграф звучал следующим образом: «Последствия войны – руины из городов и людей. Они – жертвы безжалостного разрушения. Города можно восстановить, но раны людей, духовные ли, телесные ли – заживают очень медленно». В подтверждение этого действие фильма происходит в восстанавливающемся после войны Лондоне, где оказывается страдающий приступами неконтролируемого гнева Билл Сондерс (очередной нуар-персонаж в исполнении Берта Ланкастера).

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару