Обитающие в нуаре люди как руины
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Естественно, в нуаровском Лос-Анджелесе нет ничего ангельского. Эту тенденцию проще всего проследить на примере экранизаций романов и рассказов Раймонда Чандлера. Например, «Убийство, моя милочка» (1944) подало образец того, как частный детектив Филипп Марлоу может «привести» зрителя в самые разнообразные общественные круги «города ангелов». Благодаря этому герою можно было заглянуть и на виллу мультимиллионера, и в самые дешевые притоны, и в игорные дома.
Аналогичный диапазон «достопримечательностей» можно обнаружить в фильме Джона Брама «Кровавые деньги» (1947) – экранизации романа «Высокое окно». Зрителя буквально тащат из особняков Пасадены в невзыскательный офис детектива Марлоу. Старые постройки викторианского стиля и здания на холмах Банкер Хилла показаны как место обитания лицемеров.
Сам Марлоу (Джордж Монтгомери) выступающий в роли рассказчика и закадрового голоса, описывает ситуацию так, будто бы люди сначала выбрали эти места для жительства добровольно, но затем живут «там», так как у них нет реального выбора. Весьма показательно, что в «Кровавые деньги» были вмонтированы реальные документальные кадры, на которых запечатлен Парад роз (Турнир роз) в Пасадене. Якобы это первое праздничное событие в наступившем году могло помочь раскрыть убийство.
Аналогичным образом Оливер Стоун использовал реальные кадры «выстрелов в Далласе», когда был убит президент Кеннеди. Влияние Чандлера на нуар в целом было огромным. Именно этот детективный писатель впечатлил сценариста «Двойной страховки» Джеймса Кейна. По этой причине «зло» пряталось не где-нибудь, а в роскошных особняках залитых солнцем пригородов Лос-Анджелеса. Реплики же страхового агента Уолтера Неффа весьма похожи на высказывания киношного сыщика Марлоу (в части метафор подобие безусловное).
Крутые улицы холмов Банкер Хилл с их старыми готическими строениями попали в кадры не только «Кровавых денег», но также появились в ленте Сьодмака «Крест-накрест» (1949). Хотя эта картина более примечательна запечатленными на пленке промышленными районами, расположенными в окрестностях Лос-Анджелеса – именно здесь снимались сцены ограбления инкассаторской машины и последующей перестрелки.
Более того, фильм начинается с того, что съемки центра Лос-Анджелеса осуществлялись с вертолета – для того времени это был новаторский ход. Известный своим крутым подъемом фуникулер «Полет ангела» (как раз он доставляет пассажиров из центра города к Банкер Хилл) замечен не только в «Крест-накрест», но также в других нуаровских лентах: «Бессмысленный триумф», иногда шедший под название «Шрам» 1948 года, «Целуй меня насмерть» 1955 года. Непривычно резкий подъем дороги должен был подчеркивать причудливость замыслов заговорщиков.
Для большинства американцев Нью-Йорк – это вовсе не «город желтого дьявола», а идеал, воплощенный в манхэттенской линии горизонта и статуе Свободы. И именно по этой причине Нью-Йорк стал вторым после Лос-Анджелеса нуар-городом. В известном количестве фильмов для создания правдоподобности использовались документальные зарисовки (вид небоскребов, Уолт-стрит и т.д.) а большая часть съемок проводилась уже на студиях.
Первым нуаром, полностью снятым в Нью-Йорке, был «Обнаженный город» Жюля Дассена - это произошло только в 1948 году. Продюсер Марк Хеллингер решил, что «погружение в обстановку» будет осуществляться не традиционным для нуара того времени закадровым голосом, а натурными съемками. В данном случае было важно показать «пульс» города, который не перестает биться ни на секунду. Даже ночью в городе кипела работа – трудились монтировщики, уборщики, печатники и т.д. И только после этого невидимый рассказчик сообщил, что «в обнаженном городе есть восемь миллионов историй – и это только лишь одна из них». Нью-Йорк показан как жесткий город, который буквально за несколько дней погубил молодую модель – её нашли утопленной в ванной в квартире на Манхэттене.
Сан-Франциско с его оживленными пирсами и стремительным подъемом улиц больше отвечал требованиям, предъявляемым к экзотике. Не случайно, самым популярным районом для киношников здесь стал китайский квартал. Тут завершается действие «Леди из Шанхая», именно здесь попал в ловушку герой Роберта Митчума – фильм «Из прошлого» (1947).
Впрочем, нуар-город не имеет смысла с точки зрения географии, и даже с точки зрения истории. В большинстве случаев – это типичный крупный послевоенный американский город. В отличие от большинства городов Европы он смог избежать разрушений, но это не спасло его от нравственного разложения. Метафорическое противопоставление физического и нравственного распада ярче всего было продемонстрировано в 1948 году в эпиграфе к ленте Нормана Фостера «Поцелуями сотри кровь с моих рук».
Эпиграф звучал следующим образом: «Последствия войны – руины из городов и людей. Они – жертвы безжалостного разрушения. Города можно восстановить, но раны людей, духовные ли, телесные ли – заживают очень медленно». В подтверждение этого действие фильма происходит в восстанавливающемся после войны Лондоне, где оказывается страдающий приступами неконтролируемого гнева Билл Сондерс (очередной нуар-персонаж в исполнении Берта Ланкастера).
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»