Найти в Дзене
Древний Мир | История

Как и когда в древнем Риме возникли гладиаторские бои

Считается, что гладиаторские бои римляне позаимствовали у этрусков, которые задолго до появления Рима устраивали похоронные обряды с жертвоприношением военнопленных. Иногда при этом пленных заставляли сражаться между собой, после чего выживших добивали. Пленных приносили в жертву богам многие народы, например, древние греки. В «Илиаде» Гомер описал, как Ахилл принёс в жертву нескольких сот троянских пленников во время погребального обряда в честь Патрокла.

Ахилл приносит в жертву троянцев. Римская фреска IV в. до н.э.
Ахилл приносит в жертву троянцев. Римская фреска IV в. до н.э.

Римляне и в самом деле почерпнули саму идею гладиаторских игр у этрусков. Но в Риме подобные игры начали проводить отнюдь не во времена царей (некоторые из которых были этрусского происхождения), и не во время ожесточённых войн с этрусскими городами, а намного позже. В войнах против этрусков удача далеко не всегда сопутствовала римлянам. Даже в IV веке до н.э., когда расцвет этрусского Двенадцатиградья был давно уже в прошлом, жители города Тарквиний разбили римлян. По свидетельству римского историка Тита Ливия, 358 самых знатных пленных этруски отослали в Рим, а всех прочих убили.

Поединок пленных воинов. Картина современного художника.
Поединок пленных воинов. Картина современного художника.

В то время этрусские погребальные игры, во время которых устраивалась резня военнопленных, не были чем-то таким, чему римляне стремились подражать. И лишь когда все этрусские города были завоёваны, а восстания этрусков подавлены, их погребальный обряд постепенно стал проникать в римскую среду. Самый первый достоверно известный случай гладиаторских игр произошёл только в 264 г. до н.э. В этот год, 490-й от основания Рима, Марий и Децим, сыновья патриция Брута Перы, устроили на погребальной церемонии своего отца битву насмерть между тремя парами рабов. Этот бой провели на Бычьем Форуме — месте, где пленных врагов обычно приносили в жертву богу войны Марсу.

Храм на Бычьем Форуме. Современное фото.
Храм на Бычьем Форуме. Современное фото.

Но в то время это был единичный случай. Лишь через полвека три сына консула Марка Эмилия Лепида провели на Форуме погребальные игры, продолжавшиеся три дня. Частью этих игр были и поединки рабов. Всего в них участвовало 22 пары бойцов. Постепенно поединки рабов во время похорон стали общепринятыми — конечно, лишь в тех слоях населения, средства которых были достаточны для организации подобного мероприятия. Ко II в. до н.э. обряд munera funerari (погребальные игры) стал чем-то обыденным.

Современный постановочный поединок гладиаторов.
Современный постановочный поединок гладиаторов.

Постепенно из этого обряда, которые устраивались в честь покойного родственника, выделились публичные игры, имевшие уже иную цель. На похоронах консула Публия Лициния в 183 г. до н.э. бои между вооружёнными рабами длились три дня, рабов было 120. Эти игры стали своего рода пиаром патрицианского рода, который не только демонстрировал своё богатство, но и обеспечивал римских граждан отличными развлечениями.

Гладиаторы на римской мозаике IV в. н.э.
Гладиаторы на римской мозаике IV в. н.э.

В 105 г. до н.э. такие бои стали публичным зрелищем, и римским магистратам вменили в обязанность регулярно устраивать их за счёт государственной казны. При этом кандидаты на выборные должности проводили и свои частные гладиаторские игры, за собственный счёт — чтобы снискать популярность у римского народа. Теперь в них участвовали не просто обычные рабы, а специально обученные не только убить своего соперника на арене, но ещё и сделать это максимально зрелищно.

Ланиста Батиат возмущается ценами на рабов. Кадр из сериала «Спартак».
Ланиста Батиат возмущается ценами на рабов. Кадр из сериала «Спартак».

Появились школы гладиаторов, владельцев которых называли ланистами. Ланисты покупали подходящих рабов на рынке или напрямую у работорговцев. После чего новичка в гладиаторской школе учили инструкторы, в том числе из числа бывших гладиаторов.

Ж.-Л. Жером. «Pollice verso» (1872)
Ж.-Л. Жером. «Pollice verso» (1872)

Гладиатор мог со временем выкупиться из рабства или же получить свободу в одночасье, за один удачный и красивый бой. Это стимулировало новичков выкладываться на тренировках и в боях на арене по полной, чтобы выжить и освободиться из рабства.

Реконструкция амфитеатра в Помпеях.
Реконструкция амфитеатра в Помпеях.

Сам термин «гладиатор», происходящий от слова gladius (меч), появился достаточно поздно, официально он стал употребляться в конце II в. до н.э. Самый ранний амфитеатр с ареной, предназначенный специально для гладиаторских игр, был построен в Помпеях, в 70 г.до н.э. Следующий появился в Риме, поначалу он был деревянным и сгорел при пожаре 53 г. до н.э. А первый каменный появился в столице в 29 г. до н.э., его открытие приурочили к тройному триумфу императора Октавиана Августа. Тот же Колизей, который стоит в Риме по сей день, был достроен лишь в 80 г. н.э., при Тите Флавии Виспасиане. К тому времени гладиаторские бои окончательно превратились в массовое и популярное зрелище, собиравшее многотысячные толпы зрителей.