Вообще-то, я вот с этой песни хотел новую серию запустить. Ну, во-первых, мы с Татьяной давние друзья, во-вторых, ее творчество - это настоящий театр песни, а я театрал по профессии, ну и просто мне всегда хочется говорить о том, что она делает, настолько это хорошо и вкусно. Но тогда получилось бы две статьи подряд о Клестовой, а это же - моветон.
Как-то лет 10 - 12 назад я приглашал Таню с Володей Чеглаковым и Ильей Васиным выступить в нашем детском Бард-лагере "Белые крылья". Они прекрасно отыграли программу, а потом им пришлось разбираться с "детскими вопросиками" от ребят в лагере. И мне запомнилось, как на вопрос о том, как это ей удается так здорово петь, Таня ответила - да я не пою, я просто рожи корчу. Хохма, конечно, но ведь в каждой шутке... Известно же.
Песня "Колотушка" Василия Лаврова на стихи великого Николая Заболоцкого - замечательный пример той самой "доли шутки". Здесь же текст перелопачен, перемонтирован до неузнаваемости! Кому бы другому (кстати, Василию Лаврову первому) башку бы за такую самодеятельность открутили при первой же встрече. Барды очень трепетно относятся с поэтическому слову вообще, а уж к слову классиков-то!.. А уж в таком известном-то тексте!.. Но в исполнении Татьяны эффект обратный - никто ей голову не откручивает, зато на каждом концерте "Колотушку"... Простите, "Меркнут знаки зодиака" на каждом концерте просят обязательно спеть.
Что мирит законченных бардов с этаким вандализмом по отношению к великому стиху? Ясно что - именно театр песни Татьяны Клестовой. В ее исполнительском решении замечательные поэтические образы Николая Заболоцкого становятся объемными, зримыми, и нисколько не портят поэтический исходник, вроде бы грубо перекореженный. Думается, что случись на концерте Татьяны Николай Алексеевич, и он бы не возражал против такого вот варианта прочтения своего шедевра. Скорее живописного, чем музыкального.
Ну и еще пара слов под финал. Некоторые считают, что творцами в песенной культуре являются только авторы стихов и музыки. К исполнителям традиционно отношение немного снисходительное. Ну, в авторской песне это и понятно. Здесь все - исполнители, вроде и хвастать нечем. Ну, знают люди Галину Хомчик да Лидию Чебоксарову - вроде и достаточно. Особо продвинутые знают еще Рому Ланкина, о нем обязательно поговорим попозже отдельно.
На самом деле, исполнительство - сложнейшее синтетическое искусство сродни работы целого театра. Хороший исполнитель - это и драматург, и режиссер, и актер. А еще и аранжировщик и художник сцены. И даже администратор. Не многие могут все это по-хорошему совместить. Таня может! И я ее за это люблю нежно и трепетно. И готов не переставая, аплодировать ее театру песни.