Найти тему
Guma

Абсурд и антиискусство. "Дада". «Мона Лиза» с усами

Дадаизм, или «дада» — стиль в искусстве авангарда, которое зародилось в начале XX века в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии, которая сохраняла нейтралитет и выглядела «островом свободы» на карте Европы. Среди таких беженцев от войны оказался и немецкий поэт и драматург Хуго Балль, который открыл в Цюрихе заведение, ставшее местом рождения дадаизма — Кабаре «Вольтер». В Кабаре Хуго собирались первые истинные дадаисты. Они вели беседы об искусстве в условиях войны, разрабатывали идеологию своего движения и иногда устраивали представления на маленькой сцене кафе.

Хуго Бааль читает «гаджи бери бимба», «Кабаре Вольтер», 1916.
Хуго Бааль читает «гаджи бери бимба», «Кабаре Вольтер», 1916.

"Дада" - это стиль протеста. Дадаисты пропагандировали своим творчеством уничтожение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность. Стиль, созданный ими выражал концепцию бессмысленности. Сами дадаисты говорили: он представляет собой " ничего, ничего, ничего ".

"Bel a Zurich", Марсель Янко, 1917.
"Bel a Zurich", Марсель Янко, 1917.

Основным творческим методом художников-дадаистов стал коллаж. Холст или бумага были фоном, на котором художник создавал коллаж с помощью лоскутов ткани, бумажных обрезков и других материалов.

"Very Rare Picture of Earth", Франсис Пикабиа, 1915.
"Very Rare Picture of Earth", Франсис Пикабиа, 1915.
"Плод многолетнего опыта", Макс Эрнст, 1919.
"Плод многолетнего опыта", Макс Эрнст, 1919.
"Стиглиц", Франсис Пикабиа, 1915.
"Стиглиц", Франсис Пикабиа, 1915.
"The Gift", Ман Рэй, 1921.
"The Gift", Ман Рэй, 1921.

В случае со скульптурами, в качестве объектов своего творчества дадаисты выбирали предметы, которые не то что невозможно воспринимать как произведения искусства, на них в принципе не принято смотреть: ржавые велосипедные колеса, разбитые бутылки и мятые консервные банки, старая мебель с расщепившимися досками, выброшенные тряпки и предметы обихода, вышедшие из употребления.

"Дух нашего времени", Рауль Хаусманн, 1920.
"Дух нашего времени", Рауль Хаусманн, 1920.
"Колесо велосипеда", Марсель Дюшан, 1913.
"Колесо велосипеда", Марсель Дюшан, 1913.
"Плод многолетнего опыта", Макс Эрнст, 1919.
"Плод многолетнего опыта", Макс Эрнст, 1919.

Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.

"L. H. O. O. Q", Марсель Дюшан, 1919.
"L. H. O. O. Q", Марсель Дюшан, 1919.

Искусствоведы выделяют три ветви этого художественного направления:

1. Цюрихский коллаж, который также называют случайным. Последователи этого стиля комбинировали элементы безо всякой системы;

Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая), Жан Арп,
1917.
Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая), Жан Арп, 1917.

2. Берлинский, известный также как манифестационный и фотоколлаж. Отличительной чертой стиля стало использование фрагментов фотографий. Художники, которые пользовались этим методом, называли его фотомонтажем, а себя — фотомонтажниками;

"Рэйограф", Ман Рэй, 1922.
"Рэйограф", Ман Рэй, 1922.

3. Кёльнско-ганноверский, он же — поэтический. Авторы работ в этом стиле считали, что коллаж близок к поэзии. Подобно тому, как поэты противопоставляют слова, утверждали кёльнские дадаисты, так и художники в коллажах противопоставляют материалы.

"The Elephant Celebes", Макс Эрнст, 1921.
"The Elephant Celebes", Макс Эрнст, 1921.
"Китайский соловей", Макс Эрнст, 1920.
"Китайский соловей", Макс Эрнст, 1920.

Стиль "Дада" просуществовал всего шесть лет: с 1916 по 1922 год. Но ему и не суждено было просуществовать долго. Участники движения не стремились создать нечто такое, что прославит их имена на века. Кроме немногочисленных работ дадаистов, хранящихся в музеях мира, единственным напоминанием о них осталось знаменитое Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, превращенное в музей. В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.