Дадаизм, или «дада» — стиль в искусстве авангарда, которое зародилось в начале XX века в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии, которая сохраняла нейтралитет и выглядела «островом свободы» на карте Европы. Среди таких беженцев от войны оказался и немецкий поэт и драматург Хуго Балль, который открыл в Цюрихе заведение, ставшее местом рождения дадаизма — Кабаре «Вольтер». В Кабаре Хуго собирались первые истинные дадаисты. Они вели беседы об искусстве в условиях войны, разрабатывали идеологию своего движения и иногда устраивали представления на маленькой сцене кафе.
"Дада" - это стиль протеста. Дадаисты пропагандировали своим творчеством уничтожение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность. Стиль, созданный ими выражал концепцию бессмысленности. Сами дадаисты говорили: он представляет собой " ничего, ничего, ничего ".
Основным творческим методом художников-дадаистов стал коллаж. Холст или бумага были фоном, на котором художник создавал коллаж с помощью лоскутов ткани, бумажных обрезков и других материалов.
В случае со скульптурами, в качестве объектов своего творчества дадаисты выбирали предметы, которые не то что невозможно воспринимать как произведения искусства, на них в принципе не принято смотреть: ржавые велосипедные колеса, разбитые бутылки и мятые консервные банки, старая мебель с расщепившимися досками, выброшенные тряпки и предметы обихода, вышедшие из употребления.
Одной из самых возмутительных работ эпохи «дада» стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L. H. O. O. Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
Искусствоведы выделяют три ветви этого художественного направления:
1. Цюрихский коллаж, который также называют случайным. Последователи этого стиля комбинировали элементы безо всякой системы;
2. Берлинский, известный также как манифестационный и фотоколлаж. Отличительной чертой стиля стало использование фрагментов фотографий. Художники, которые пользовались этим методом, называли его фотомонтажем, а себя — фотомонтажниками;
3. Кёльнско-ганноверский, он же — поэтический. Авторы работ в этом стиле считали, что коллаж близок к поэзии. Подобно тому, как поэты противопоставляют слова, утверждали кёльнские дадаисты, так и художники в коллажах противопоставляют материалы.
Стиль "Дада" просуществовал всего шесть лет: с 1916 по 1922 год. Но ему и не суждено было просуществовать долго. Участники движения не стремились создать нечто такое, что прославит их имена на века. Кроме немногочисленных работ дадаистов, хранящихся в музеях мира, единственным напоминанием о них осталось знаменитое Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, превращенное в музей. В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.