Найти в Дзене
Беерот Ицхак

Глава Беар — Сельдерей на всю Европу

Оглавление

«В шестой год Я пошлю вам Мое благословение» (Ваикра, 25:21).

В 5740 (1980) г. рав Шломо Залман Гроссман, главный раввин г. Эльад, был раввином Иорданской долины. Один из своих уроков он давал по поводу седьмого года и стал подробно объяснять, что такое битахон – уверенность во Всевышнем, упование на Него.

Один из участников урока по имени Эфи, человек, обладавший большими способностями, почувствовал, что слова просто проникают ему в душу. В какой-то момент он не выдержал, встал и объявил: «Уважаемый рав, если Вы пообещаете мне, что обещание Всевышнего о седьмом годе исполнится, я буду соблюдать эти законы!»

Чтобы понять, на каком фоне прозвучало это заявление, нужно знать, что вся жизнь в Иорданской долине была основана на сельском хозяйстве. Поэтому рав спросил его: «А чем ты будешь заниматься в седьмой год?». Эфи немного поразмыслил и сказал, что он собирается немного учить Тору и работать в качестве координатора хозяйства – волонтерская работа, за которую не получали зарплату.

Однако он повторил заново, что согласится на это, только если рав однозначно пообещает ему, что Всевышний на самом деле позаботится о нем.

«Я кроме Вас, рав, ни одного человека Торы не знаю. Так что если Вы обязуетесь, что я не понесу убытков, и Свыше меня будут обеспечивать, – тогда я буду соблюдать шмиту!»

Рав Гроссман опасался брать на себя ответственность. Он знал, что по мнениям некоторых законоучителей, законы седьмого года в наше время исполняются лишь по постановлению мудрецов (дерабанан), так что это обещание Всевышнего – возможно не очень релевантно в наше время. Поэтому он решил посоветоваться с равом Эльяшивом. Ответ рава был таков: «Обещать ты не можешь! Ведь есть те, кто считают, что это обещание предназначено всему народу Израиля в целом, а не единицам. Тем не менее ты можешь уверенно сказать ему, что он увидит большую помощь Свыше, и что Всевышний наверняка поддержит его».

Рав Гроссман передал Эфи эти слова. Ответ удовлетворил его, и он решил провести этот седьмой год в полном соответствии с алахой.

Это громогласное заявление было принято в Иорданской долине с огромным удивлением, а в дальнейшем Эфи осыпали насмешками и издевками. Кроме того, приятели стали просить у Эфи его инструменты (трактор, комбайн и другой инвентарь): «Если сам бездельничаешь, одолжи хоть нам…». Эфи спросил рава и получил ответ, что запрещается помогать совершающим грех. Когда он сказал это своим друзьям, те высказали все, что они о нем думают, причем слово «скряга» было самым приличным.

Тем не менее Эфи стойко продержался весь год. На исходе поста Гедалии рав и Эфи сделали «Лехаим»: великое испытание закончилось успешно!

Что ж, пришло время подготовить поля на следующий год. Обычно было принято, что Сохнут давал земледельцам семена в долг, а платили за них в конце года. Однако время сева было ограниченным, и количество семян – тоже. Когда Эфи пришел четвертого Тишрея с просьбой получить семена, ему сухо ответили, что время сева закончилось, и больше нет возможности получить.

Эфи был в шоке. Он попытался задействовать свои связи, но прошедший год был, мягко говоря, не очень благоприятным для поддержания связей, и Эфи начал с ужасом понимать, что, кажется, зерен он не получит. Наконец один из его друзей, работавший в Сохнуте, пришел и сказал ему: «Послушай, Эфи, я скажу тебе честно: у нас вообще не осталось больше семян, кроме большой партии семян сельдерея. Они плохого качества, я не даю им особых шансов прорасти. Но если хочешь – вместо того, чтобы выбрасывать в мусор, могу дать тебе, бесплатно».

У Эфи не было выбора. Он взял семена и засеял ими все свои поля, хотя и понимал, что даже если что-то и вырастет — столько ему ни за что не продать...

читать дальше