Само собой разумеется, автомобиль появился вовсе не на пустом месте — некоторые его составные части были изобретены и успешно использовались задолго до того, как сложились в единое целое. Поэтому, если уж рассказывать обо всем по порядку, то придется заглянуть даже не на века, а на тысячи лет назад. Дело в том, что к самым дальним предкам автомобиля можно отнести даже... колесницы, на которых разъезжали еще древние вавилоняне, египтяне, греки, римляне и +другие народы.
Ведь главной деталью этих легких, быстрых, маневренных повозок были колеса, свободно насаженные на концы неподвижной оси. Каждое колесо вращалось независимо от других. Точно такой же принцип используется и в современных транспортных средства, если не считать, конечно, железную дорогу, где при меняются так называемые колесные пары -единый блок из двух колес и оси.
Да и вообще к этому древнейшему средству колесницам -передвижения -стоит присмотреться повнимательнее, Читая о подвигах греческих героев или деяниях римских цезарей, мало кто задумывается о том, что представляло собой обычное в ту пору средство передвижения с технической точки зрения.
Между тем древние инженеры знали свое дело. Из поколения в поколение они совершенствовали свои конструкции.Итак, главной деталью древней колесницы было колесо. Уже задолго до времен Ахилла и Аякса, воспетых Гомером, оно успело проделать определенную эволюцию...
Самые древние из известных ученым колес были найдены археологами в Месопотамии, на равнине между реками Тигр и Евфрат, где больше четырех тысяч лет назад стало складываться государство Шумер. Колеса древние шумеры делали цельными, дисковыми. Они были изготовлены из двух или трех кусков дерева, сбитых между собой крестообразными деревянными скобами. Нетрудно представить, как они были тяжелы и неуклюжи. Тем не менее поставленные на такие примитивные колеса телеги позволяли значительно облегчить труд по перевозке зерна да и любых других тяжестей. Правда, запрягать лошадей во времена шумеров еще не умели, поэтому телегу приходилось толкать руками.
Наверняка именно деревянные скобы, скрепляющие воедино части цельного колеса, однажды подсказали какому-то смышленому человеку блестящую идею: сделать колесо со спицами. Такие колеса впервые появились около четырех тысяч лет назад на Среднем Востоке.
Деревянные спицы не только значительно облегчили колесо, но и придали ободу некоторую упругость, которая сглаживала толчки и удары.Однако изготовить колесо со спицами было не так-то просто, требовались определенные навыки. Поэтому с той далекой поры и началось ремесло, которое всегда было в большой цене, — появились умельцы, называющиеся колесных дел мастерами. О том, что это ремесло очень высоко ценилось, например, в Египте, свидетельствуют многочисленные рисунки на стенах древних гробниц, где показаны «производственные этапы» изготовления колеса: вот мастер готовит крестовину с центральной втулкой, вот он аккуратно надевает на нее обод из гибкого ствола дерева...
Древние египтяне разводили лошадей, умели строить колесницы. Однако подробных технических описаний» не сохранилось, а из Древней Эллады подобная «Спецификация» до нас дошла, да еще какая восторженная! Ведь автор ее не кто иной, как... сам великий Гомер.
Из такого яркого описания что ось колесницы ковалась из железа, что из спиц на колесах было по восемь, а обода для прочности покрывались медью, Ну а то, что Гомер называет обода золотыми, так это, конечно, поэтическое преувеличение. Делались они, как и спицы, из легкого и прочного дерева. Тем не менее, все детали колесниц богатых и знатных воинов и в самом деле могли щедро украшаться золотом и серебром.
Такая конструкция колеса обеспечивала его прочность и легкость. И то и другое было необходимо, учитывая, что колесница служила своему хозяину по только для деловых поездок, но и в бою, и ездить на ней приходилось не только по дорогам, но и по бездорожью, к тому же в Древней Элладе были очень распространены состязания колесниц на скорость, начиная с 680 года до н.э. гонки на колесницах даже были включены в программу Олимпийских игр.
Мощность древнегреческого транспортного средства » целиком зависела от числа впряженных в колесницу «лошадиных сил». Случалось, легкую колесницу несла целая четверка коней. Большей частью эти повозки были двухколесными, но встречались и четырехколесные.А какого размера были колеса греческих колесниц? Сам Гомер этого не сообщает, но благодаря археологическим находкам ученые знают, что их диаметр составлял 1,5-2 метра.
И с инженерной точки зрения это было вполне оправданно. Большой размер смягчал толчки колеса, весьма ощутимые для «водителя», если учесть, что о рессорах никто еще не имел представления. К тому же большие колеса позволяли легче преодолевать встречавшиеся на пути препятствия. Нет сомнений, что оптимальный размер колеса был выбран опытным путем, занявшим не один век.
А вот кузова на колеснице практически не было: к колесной оси крепилась открытая площадка, над которой «возвышались дугой две скобы». Тем не менее в ней тоже можно угадать черты грядущего автомобиля, особенно если сравнить греческую колесницу... с трехколесным автомобилем, построенным в 1885 году инженером Карлом Бенцем. Это была первая в мире машина с работоспособным бензиновым двигателем, и водитель ее, подобно Ахиллу и Аяксу, сидел на открытой площадке. Заметим, что и колеса машины Бенца оказались вполне под стать древнегреческим почти столь же огромные. Спиц, правда, не восемь, а много больше, да и сделаны они были не из дерева, а из стали. Зато присмотритесь, сколько спиц на литых колесных дисках самых современных автомобилей? Некоторые из них "осьмиспичны", а бывают диски с тремя, четырьмя, пятью широкими спицами...
Что касается другой важной составной части современного автомобиля - закрытого кузова. то он, как и мы сейчас увидим, ведет свое происхождение из более поздних времен.