Перевод https://www.swamij.com/witnessing.htm#fourstages
Систематически уменьшайте окрашивание: Окрашивания (клешы) являются: 1) активными, 2) урезанными, 3) ослабленными или 4) неактивными. Мы хотим быть в состоянии наблюдения и различать эти стадии окрашивания, чтобы мы могли систематически уменьшать их виляние. Тогда образы мышления больше не будут препятствиями для глубокой медитации, и это является целью.
Смотрите также Йога Сутру 2.4 о четырех стадиях окраски.
Рассмотрите: Для ясности, давайте быстро пройдемся по тому, что уже было рассмотрено, о наблюдении мыслей:
- Каково ваше общее состояние души? (беспокойное, понурое, отвлеченное...)
- А какое из трех качество гун? (тяжелое, активное, светлое)
- Это правильное мышление, неправильное, фантазия, воспоминание или сон?
- Окрашена мысль или нет? (и в какой степени)
- Как пять раскрашиваний влияют на мысль? (игнорирование, я-ориентированность, привязанность, отвращение, страх)
Это не так сложно: Надеюсь, когда вы прочитаете эти несколько пунктов выше, процесс маркировки и наблюдения мыслей теперь начнёт казаться не таким сложным. Это действительно легко увидеть в конкретный момент, а внутренняя маркировка занимает всего несколько секунд. Это действительно будет происходить легче с практикой.
Четыре стадии окраски: Теперь мы хотим знать, что делать с этими окрасками, которые обычно являются препятствиями для медитации и духовной реализации и которые часто вызывают проблемы в нашей внешней жизни; то есть в мире других людей, ситуаций и обстоятельств. Отправной точкой является наблюдение за текущим состоянием окраски:
- Активный, пробужденный (udaram ударам): Активен ли образ мышления на поверхности ума или играет сам себя посредством физических действий (через инструменты действия, называемые кармендриями, которые включают в себя движение, схватывание и речь). Эти образы мышления и действия могут быть мягкими, экстремальными или где-то посередине. Однако в любом случае они активны.
- Отдаленный, разделенный, отрезанный (vicchinna вичинна): Является ли образ мышления менее активным прямо сейчас из-за некоторой отдаленности или разделения? Мы часто испытываем это, когда объект нашего желания физически отсутствует в нашем присутствии. Например, притяжение или отвращение все еще присутствует, но не в такой активной форме, как если бы объект находился прямо перед нами. Как будто мы забыли об объекте на данный момент. Он на самом деле все еще раскрашен, но просто не активен (но и не очень ослаблен).
- Разжиженный, ослабленный (tanu тану): Разве мышление не только было прервано, но фактически разжиженно или ослаблено? Иногда мы можем думать, что образец глубокой привычки ослаблен, но на самом деле он не ослаблен. Когда мы не находимся в присутствии объекта привязанности или отвращения, такая отдаленность может казаться ослаблением, когда он на самом деле просто не виден в данный момент. Это одна из самых больших ловушек изменения привычек или обработки ума. Во-первых, это правильно, что мы должны получить некоторое разделение активной стадии к отдаленной стадии, но затем важно начать ослаблять силу окраски мышления.
- Спящее, скрытое семя (prasupta прасупта). Является ли данный образ мышления дремлющей или скрытой формой, как если бы это было семя, которое не прорастает в данный момент, но которое может прорасти в нужных обстоятельствах?
Образ мышления может временно находиться в состоянии покоя, например, уснув или когда ум отвлечен. Однако, когда приходит какой-то другой мыслительный процесс, через глаза или уши проникает какой-то визуальный или слуховой образ, образ мышления снова пробуждается со всеми его оттенками.
В конце концов семя окрашенной мысли
можно сжечь в огне медитации,
и сгоревшее семя больше не сможет прорасти.
К чему всё это приведет? В процессе медитации йоги образы мышления постепенно ослабевают и смогут со временем войти в состояние покоя. После, в глубокой медитации, покоящееся «семя» в конечном итоге выгорит, и сгоревшее семя больше не будет прорастать. Тогда человек освободится от ранее окрашенного мышления.
Пример:
Данный пример поможет понять, как эти четыре этапа работают вместе. Мы будем использовать пример курения четырех человек, потому что этот пример может быть показательным. Описанные принципы смогут быть применимы не только к таким предметам, как сигареты, но и к людям, мнениям, понятиям, убеждениям, мыслям или эмоциям.
- Человек А: Никогда не курил и никогда не чувствовал желания закурить. Когда человек А видит сигарету, он знает, что это такое. В читте есть образ памяти, но он абсолютно нейтрален - это просто материя или распознанное. Это образ не окрашен; это аклишта. (Мысль о сигаретах может быть окрашена отвращением, если есть например обида на курльщиков, но это другой пример.)
- Человек Б: Курил много лет, но потом бросил несколько лет назад. Иногда он все еще говорит: «Я бы убил за сигарету!» но не курит по состоянию здоровья. Его глубокое впечатление от сигарет остается окрашенным и активно разыгрывается как в бессознательном, так и в сознательном бодрствующем состоянии. Иногда впечатление от сигарет может быть неактивным, например, когда он спит или выполняет какую-то другую отвлекающую деятельность. Однако на скрытом уровне впечатление всё ещё очень окрашено в потенциальной форме.
- Человек С: Курил много лет, но потом бросил несколько лет назад. Он всегда говорит: «О, нет, я не хочу сигарету; я никогда даже не думаю об этом». В то же время его жесты и язык тела показывают нечто иное. У него могут быть очень окрашенные ментальные впечатления от привязанности, но им не позволяют выплыть в сознание. Существует раделенность с образцом мышления, но окрашивание не было действительно ослаблено (даже если оно переходит в скрытую форму во время сна или когда ум отвлекается). Этот вид блокировки окрашивания не является тем, что подразумевается в науке йоги.
- Человек D: Курил много лет, но потом бросил несколько лет назад. После некоторого времени борьбы с фазой разделения или отрезания (Вичинна) он сидел с этим желанием во время медитации, осознанно позволил привязанности проявить себя, мягко воздерживался от вовлечения в образ впечатлений и наблюдал, как окраска постепенно исчезает. В течение этого времени образы мышления иногда были активными, иногда раздельными, а иногда временно бездействующими. Тем не менее, нынешнее состояние, как будто бы человек всегда был некурящий. Желание вернулось в форму семени или полностью исчезло, не только в спящем или отвлеченно состоянии ума, но также и в присутствии сигарет во внешнем мире.
Что делать:
Определяйте стадию индивидуальных мыслей: Можно часто наблюдать за нашим мыслительным процессом, мягко, не осуждая, замечая стадию окраски образов мышления. Это может быть даже по своему весело, а не стать нудной рутинной работой. Разум довольно забавен тем, что он так легко и быстро движется туда-сюда, как внутри, так и через чувства, ища и реагируя на объекты желания.
В потоке ума путешествует много мыслей, и многие из них окрашены. Так работает ум; это не хорошо или плохо. Заметив окрашенные образы мышления, поняв их природу, пометив их, мы все больше становимся наблюдателями всего процесса и, в свою очередь, освобождаемся от окраски. Тогда духовное понимание может легче выйти на передний план осознанности в жизни и медитации.
Буквально скажите:
Эта окрашенная мысль принесет только боль и страдание. Отпусти её, ум.
Тренируйте ум в раскрашивании: Чрезвычайно важной частью ослабления или уменьшения окраски раскрашенного мышления является тренировка ума, что эта окраска не принесет ничего, кроме дальнейших проблем.
Это означает тренировку ума как: «Это бесполезно!» (Это обсуждается в следующем разделе). Это простое обучение - начало ослабления окраски (процесс начинается с наблюдения, но затем переходит к ослаблению). Это похоже на обучение маленького ребенка; все начинается с объяснения того, что полезно, а что нет. Обратите внимание, что это не моральное суждение относительно того, что хорошо или плохо. Это больше похоже на объяснение, будет ли полезнее идти влево или вправо, отправляясь в путешествие.
Часто мы застреваем в цикле: Часто в жизни мы обнаруживаем, что раскрашенные образы мышления перемещаются между активными и разделенными стадиями, а затем снова становятся активными. Они живут в цикле между этими двумя состояниями. Либо они активно вызывают проблемы, либо мы можем отстраниться на некоторое расстояние от них, например, взять отпуск.
Разорвать цикл: Однако, возможно, что мы в реальности никогда не ослабим их, если будем вовлечены в такой цикл, не говоря уже о том, чтобы перекрасить их в форму семени, если мы застрянем в этом цикле. Важно осознавать эту возможность, чтобы мы могли намеренно продолжать процесс ослабления силы окраски.
Глубже, сильнее, более проникновенно
ослабление приходит в
спокойствии и тишине медитации.
Медитация ослабляет окраску: Именно здесь медитация может иметь огромное значение для освобождения от этих глубоких впечатлений. Мы сидим тихо, сосредотачиваем ум, но преднамеренно позволяем цикличному процессу развиваться прямо перед нашим сознанием. Постепенно оно ослабевает, поэтому мы можем ощутить более глубокое молчание, где мы можем соприкоснуться с духовными аспектами медитации.
Читать далее: Стоит ли тренировать свой ум относительно того, что полезно и не полезно?