Жизнь боевого самолёта, как правило, не бывает долгой. Проходит всего пара десятилетий - и машина, ещё недавно бывшая красой и гордостью национальных ВВС уходит на второстепенные роли, а то и вовсе исчезает в анналах истории. Исключения здесь редки и касаются, обычно, транспортников и бомбардировщиков, как наиболее консервативных представителей военной авиационной техники. Самыми "скоропортящимися" изделиями становятся истребители. Представить себе воздушного бойца, сохранившего актуальность через пять-шесть десятилетий после начала эксплуатации практически невозможно...
..если речь не идёт о Миг-21. Его долголетию и эффективности удивляются даже крайне критично настроенные западные специалисты. Конструкторы и инженеры корпорации МиГ часто повторяют фразу о том, что их самолеты гораздо лучше той репутации, что у них имеется. Справедливость этих слов легко доказать на примере "двадцать первого". Он разменял седьмой десяток и все ещё не собирается окончательно уходить на покой. За все это время, в западной авиационной периодике выходили десятки разгромных статей, где как дважды-два доказывалось, что "Fishbed " (Название МиГ-21 по кодификации НАТО) плох, стар, слаб и неактуален. Но проходили десятилетия, от основных соперников "двадцать первого" оставались лишь названия и гниющие на авиасвалках остовы, а он все ещё находился в строю.
Он и сегодня пребывает на вооружении не менее, чем в пятнадцати странах, две из которых, на минуточку, состоят в Североатлантическом блоке. Напомним, что речь о машине, которую в СССР перестали производить 35 (!) лет назад. Впрочем в Китае нелицензионные клоны "двадцать первого" Chengdu J-7 выходили вплоть до 2017ого года, и КНР умудряется довольно неплохо продавать их по всему миру: от Нигерии, до Шри-Ланки.
"Двадцать первый" прошел через несколько десятков конфликтов, о которых мы рассказывали в одной из наших статей. Первыми асами на нём, как ни удивительно, стали не советские, а вьетнамские лётчики, вроде Нгуен Ван Кока, сбившего во время войны во Вьетнаме девять боевых самолетов американских ВВС. Этот выдающийся факт признают даже в USAF, что довольно нетипично для американцев. Впрочем Нгуена можно смело считать лётчиком советской школы. Ведь свои боевые навыки он получал в СССР и воевал с использованием тактики, разработанной в Советском Союзе. Становились асами на МиГ-21 и другие вьетнамцы, сбившие , в общей сложности, 37 Фантомов, а также лётчики из Сирии и Ирака. Нет ни одного знакового истребителя западного производства той поры, который не становился бы жертвой стремительной советской машины.
Справедливости ради нужно сказать, что и у "двадцать первого" случались чёрные дни, и в Азии, и на Ближнем Востоке. Но обвинять в этом сам истребитель - язык не поворачивается. В конце концов его соперниками были также пилоты экстра-класса, на отличных самолетах, обгонявших "Fishbed " на целое поколение. Побеждать все время, даже при прочих равных - просто физически невозможно.
Самой современной модификацией МиГ-21 стали индийские МиГ-21бис UPG "Бизон". В 2006 году часть "двадцать первых" которых местная корпорация HAL наклепала более шести сотен, были модернизированы с помощью ряда российских предприятий. И тут выяснилась любопытная вещь. Мало того, что "старичок" "двадцать первый" не уступает четвертому поколению в скоростях. Но стоит дать ему современную авионику, мощные средства РЭБ и актуальную номенклатуру ракет, он и вовсе может биться с ними на равных. Это показали и учебные схватки, и реальные столкновения с пакистанскими F-16 Block50. В феврале 2019 года, по сообщениям индийских СМИ, в небе над Кашмиром "бизоны" сбили двухместную версию F-16, потеряв одну свою машину, слишком увлекшуюся преследованием врага. Эпизод этот широко обсуждался, и вызвал массу споров, так как F-16 был сбит над территорией Пакистана и прямых свидетельств о гибели "Фалкона" предоставлено не было. Чтобы защитить репутацию F-16, привлекли даже печально известное британское агентство Bellingcat , засветившееся в ряде одиозных и очень сомнительных расследований, направленных почему-то исключительно против России. Как и пакистанское руководство, они сразу же заявили, что F-16 никто не сбивал. Однако большинство куда более компетентных экспертов, подтверждают, что F-16, выпущенный в 2005 году стал жертвой истребителя, произведенного в Индии летом 1968ого года.
Чтитайте ещё: Бронированный "Слон" от Фердинанда. Мифы и реалии легендарной немецкой самоходки.
По следам этих событий известное американское издание «Нэшнл Интерест» выпустило большое исследование, где авторы и в шутку, и всерьез задаются риторическим вопросом, отметит ли "МиГ-21 свое семидесятилетие, все ещё находясь в строю? Ответ кажется им однозначным. Это один из самых выдающихся истребителей сверхзвуковой эпохи, пишут они в заключении.
П.С.: МиГ-21 часто обвиняют в том, что он не является многофункциональным и не в состоянии проявить себя как ударный самолет. В нашем следующем материале, на примере Афганской войны (чтобы прочесть -жмите на ссылку) и последних событий в Сирии, мы покажем, что этот тезис, мягко говоря, не соответствует действительности. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!