Христианин представляет собой то, что представляет собой его сердце. Оно — источник слов и поступков. Если наше сердце будет право, то мы будем говорить и поступать правильно (Мф. 12:34; Прит. 4:23). Богу нужны наши сердца, потому что если наши сердца будут принадлежать Ему, то Он будет владеть и всем остальным, что составляет нашу сущность.
Когда блудный сын возвратился домой, ему нечего было предложить отцу, кроме своего сердца (Лк. 15:11-32). У него не было друзей, так как друзья отвернулись от него. У него не было денег, так как он растратил все, что получил. У него не было доброго имени, так как из-за распутной жизни он потерял репутацию добродетельного юноши. У него не осталось даже уважения к себе. Единственное, что он мог дать, это свое сердце. Встретившись со своим отцом, он мог, в сущности, только сказать: “Я пришел к тебе с покаянным сердцем. Покаянное сердце — это все, что у меня осталось. Я буду рад, если ты возьмешь меня хотя бы в свои работники”.
Он с удивлением обнаружил, что отцу и нужно было только его раскаивающееся, сокрушенное сердце. Отец принял его таким, каким он был, выразив следующую мысль: “Ты исправил свое сердце, и поэтому я приму тебя и отныне буду относиться к тебе как к сыну. Тебе не нужно зарабатывать, вновь заслуживать мое расположение. Ты отдал мне свое сердце, и на основании этого милостью моей ты снова будешь моим сыном”.
Мы подобны блудному сыну; нам нечего предложить Богу, кроме своего сердца. Ведь это единственное, что у нас, на самом деле, есть. Мы не владеем материальными ценностями, домами, деньгами или землей. Все это дается нам лишь взаймы, так как принадлежит Богу, а не нам. Бог по Своей воле дал нам только одно — наши сердца. Поэтому, когда мы решаем ходить пред Богом, Он просит нас отдать Ему то единственное, чем мы владеем, — наши сердца. Вручая Ему наши сердца, мы полностью отдаем себя Богу.
Сердце, которое Бог хочет получить от нас, можно назвать сокрушенным сердцем:
«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святой — имя Его: “Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных”» (Ис. 57:15).
«“...Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?” О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:7, 8).
А что такое сокрушенное сердце? В чем его особенность?
ИСПОВЕДУЮЩЕЕСЯ СЕРДЦЕ
Во-первых, сокрушенное сердце, которое угодно Богу, — это сердце покаянное и исповедующееся. Кто будет иметь общение с Богом? “Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой своей напрасно и не божился ложно” (Пс. 23:4).
Бог дал нам ясно понять, что “сердце развращенное [должно быть] удалено от меня, злого я не буду знать” (Пс. 100:4). Поэтому наша молитва Богу должна быть: “Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое” (Пс. 25:2); “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50:12).
Предположим, что блудный сын, не сожалея о содеянном, пришел бы к своему отцу с заносчивым самоуверенным видом. Принял бы его отец?
Именно о сокрушенном сердце говорил Иисус в Своей притче о двух людях, пришедших в храм помолиться. Один был фарисеем, а другой назвал себя грешником. Первый был полон гордыни, а второй стоял в смирении. Гордый молился сам себе, а сокрушенный молился Богу.
«Два человека вошли в храм помолиться; один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи — или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне, грешнику!”» (Лк. 18:10—14).
Вспомните заповедь блаженства Иисуса: “Блаженны нищие духом...” (Мф. 5:3). Блаженны полностью лишившиеся гордости, ибо они получат духовные богатства. Блаженны признающие себя грешниками и кающиеся в Боге, ибо они получат прощение и будут ходить пред Богом.
ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ
Сокрушенное сердце также способно учиться. Оно ищет воли Божьей.
Возможно, и это имел в виду Иисус, когда говорил Своим ученикам, что они должны быть, как дети. Мы должны быть по-детски искренними, но не по-детски незрелыми.
«В то время ученики приступили к Иисусу, говоря: “Кто больше в Царстве Небесном?” Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном”» (Мф. 18:1-4).
Приводя нам в пример детей, Иисус определенно указывал на то, какими должны быть наши сердца. А что самое очевидное в детях? Они открыты, доверчивы, чисты и невинны; их можно научить, и они готовы воспринимать учение. Таким чертам мы должны подражать. Сокрушенное сердце жаждет познать и принять волю Божью.
Нам сказано, что для праведного человека “в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” (Пс. 1:2). Праведный говорит: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Пс. 39:9). В своих молитвах он просит: “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего” (Пс. 118:18); “Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем” (Пс. 118:34).
Праведный превыше всего ценит Божью волю. Его отношение к ней выражено словами псалмопевца: “Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра” (Пс. 118:72); “Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем” (Пс. 118:97).
Самую большую боль в своей жизни праведный человек испытывает тогда, когда он не исполняет волю Божью: “Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего” (Пс. 118:136). Всеми силами он противится любому искажению Божьей воли: “Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю” (Пс. 118:163).
ПОСЛУШНОЕ СЕРДЦЕ
Третьей особенностью сокрушенного сердца является покорность Богу. Для сокрушенного сердца естественно быть послушным.
Смиренный человек в молитвах своих говорит: “Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих” (Пс. 118:10). У него только одно стремление: “Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился” (Пс. 118:80).
Почему Бог отвернулся от фараона? Писание говорит нам, что он ожесточил сердце свое против Бога. Другими словами, он отверг волю Божью. Божья воля либо смиряет, либо ожесточает нас. Таким же образом солнце растапливает масло, а глину делает только тверже. Сокрушенное сердце открыто и восприимчиво к воле Божьей, и воля Божья направляет его.
Если только мы всем своим сердцем — средоточием наших душ — не будем послушны Богу живому, Он не примет нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А ваше сердце сокрушается? Сокрушенность — а это и есть покаяние — не может быть без исповедующегося, открытого и послушного сердца.
Человек может физически умереть от внутреннего кровотечения, даже если снаружи рана не будет видна. Так же и христианин может духовно умереть от очерствевшего, безразличного или суетного сердца до того, как его состояние заметят другие. Такой человек может посещать богослужения, участвовать в духовной работе и читать Библию, но его сердце не сокрушается перед Богом. На наш статус перед Богом влияет не то, что происходит с нами, а то, что происходит внутри нас.
Распните свое “я” на кресте. Чтобы получить спасительную силу Иисуса, нужно умереть для себя. Кто-то однажды сказал, что в каждом сердце есть крест и трон. Сажая себя на трон, мы посылаем Иисуса на крест; распиная себя на кресте, мы уступаем трон Иисусу.
В Гал. 2:20 говорится: “Я сораспят Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня”. Христос не может жить в нас, если только мы не умрем для себя — для наших предубеждений и себялюбия. Петр умертвил в себе многое, но не снобизм иудеев (см. Гал. 2:10, 11). За это Павел упрекнул его. В сущности он сказал ему: “Петр, распни в себе лицемерие иудеев, чтобы в полноте пребывал в тебе Иисус”.