Скандинавская литература – интригующая, меланхоличная и порой немного мрачная, ведь события здесь разворачиваются на фоне яростной красоты нордической природы.
Однако скандинавы еще и смеяться умеют!
Фредрик Бакман: Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения
Если скандинавские триллеры знают и любят все, то юмористическая литература северных стран изучена русским читателем гораздо меньше. Пожалуй, мы скорее ждем от скандинавских авторов закрученного сюжета или психологической прозы. А вот Фредрик Бакман умеет пройти по тонкой грани между драмой и комедией.
Девочке Эльсе почти восемь, а ее бабушке скоро семьдесят восемь. Одни называют бабушку эксцентричной, другие – «бодрой старушкой», третьи считают, что она просто съехала с катушек. Но для Эльсы бабушка –супергерой и самая лучшая подруга. Потому что всегда защищает внучку, независимо от обстоятельств. И потому что понимает ее как никто другой.
Когда бабушка умирает, после нее остаются письма, которые Эльса должна доставить адресатам. Выполняя бабушкино поручение, она узнает много нового о необыкновенной жизни своего супергероя, сразится с реальным, а не сказочным злом, и обретет настоящих друзей.
Хербьерг Вассму: Книга Дины
Семейная сага — визитная карточка скандинавской литературы.
Жизнь Дины, будущей хозяйки поместья Рейнснес, начиналась непросто. Но красавица с твердым характером сумела выдержать все удары судьбы и, приняв решение, никогда не оглядывалась назад. Ее история, которую по праву называют скандинавской вариацией «Унесенных ветром», послужила основой для известного фильма «Я – Дина» с участием Марии Бонневи и Жерара Депардье.
Эрик Сунд: Стеклянные тела
Да, скандинавы отлично умеют писать триллеры и детективы. Со времен Стига Ларссона и Ю Несбё ничего не изменилось, и им по-прежнему лучше всех удается описывать дикие и малоаппетитные вещи с каменным лицом так, что оторваться невозможно. Странные ритуалы, маньяки-убийцы и международные преступные синдикаты – всего лишь впечатляющий фон для рассказа о человеческом одиночестве.
Швецию охватила волна самоубийств: в разных уголках страны подростки лишают себя жизни самыми жуткими способами. Общий знаменатель в этих случаях – старые кассетные плееры с записями музыки, от которой становится не по себе даже полиции и автор которой – некто Голод. Вскоре Йенс Хуртиг, ведущий расследование, понимает, что самоубийства неясным образом связаны с чередой убийств влиятельных людей. И эта связь гораздо страшнее, чем можно было вообразить. Музыка, живопись, подавленные желания и задушенная ненависть, детские душевные травмы, месть, Бог и отсутствие Бога, неутолимая жажда жить и умереть – все это сплетается в клубок, распутать который пытаются герои романа, каждый по-своему. «Стеклянные тела» – первая книга из задуманной трилогии «Меланхолия».
Питер Хег: Смилла и ее чувство снега
Она читает снег, как раскрытую книгу. Она верит числам, но не верит людям. Особенно – официальным лицам, тем, кто пытается ей доказать, что мальчик-гренландец просто играл на крыше и случайно сорвался вниз.
Она – Смилла Кваавигаак Ясперсен, полудатчанка-полуэскимоска, родившаяся в Гренландии, живущая в Копенгагене. Для нее с этой смерти начинается поиск ответов на вопросы, поставленные недомолвками, голосом на старой кассете, полосами на рентгеновском снимке. Поиск, который уводит ее все дальше: город – море – лед.
Юстейн Гордер: Мир Софии
Норвежский писатель Юстейн Гордер написал очень необычную книгу. С одной стороны, это рассказ о жизни и приключениях четырнадцатилетней школьницы Софии. С другой, роман об истории философии для тех, кто интересуется ею и хочет ответить на важные для себя вопросы о смысле происходящего вокруг.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!