Найти тему
Вадим Марушин

Уфа. Цыганскаяполяна. Половодье реки Белой в 1947 году.

ФОТО  ЗИРАХА.
ФОТО ЗИРАХА.

УФА. ЦЫГАНСКАЯ ПОЛЯНА. ПОЛОВОДЬЕ НА РЕКЕ БЕЛОЙ.

Я хорошо помню половодье на реке Белой в 1947 году. Мой дед по матери, Сыров Федор Михайлович, жил на самом берегу реки на улице Набережной, в конце Большого Труниловского оврага.

Дом его стоял на высокой искусственно созданной террасе и, по словам деда, не затапливался ни в какую воду. Но в тот год вода практически подошла к самому порогу. Менее чем в метре, вдоль забора, неслись мутные потоки речной воды. Никто не был уверен, что вода не зальет двор. Места в доме было немного, пришлось часть вещей поднимать на подволоку дома. К тому же в их доме уже жила семья с Цыганской поляны со своими пожитками. Но это было дело житейское, и люди, только что пережившие войну, готовы были прийти всегда на помощь друг другу.

В тот год река взбесилась не на шутку, и этому способствовала Уфимка, которая «бросила» свое истинное русло и устремилась вправо, на запад, напрямую через Золотуху, сметая все на своем пути. Беда усиливалась тем, что река несла на себе огромные льдины и те, ударяя в старые деревянные дома, или сносили их с фундамента, и тогда они плыли вместе с ними по течению реки, или просто рассыпали на бревна.

Цыганская поляна исчезала на глазах. Вначале, как всегда, уходила под воду западная часть Цыганской поляны с домами что стояли ближе к Деме. Затем наступал черед тех, что находились в районе плашкоутного моста Оренбургской переправы. Последними прощались с белым светом те, что находились на более возвышенной части – в районе 34 школы. Но и этот «пятачок» вскоре ушел под воду. Половодье захватило огромное пространство.

Со Случевской горы было видно сплошное речное «море». Как непотопляемый «корабль», окруженный водой разлившихся рек, стоял Чесноковский останец, а за ним почти до села Булгаково ходили волны всех соединивших свои воды рек: Белой, Уфимки, Демы, Уршака и вроде бы небольшой чесноковской речки Берсувань.

На всю жизнь запомнились уфимцам люди, сидящие на крышах своих плывущих по реке домов с наспех взятой утварью, дети в обнимку с кошками и собаками и даже птицами. Петухи, видно, по привычке кукарекали с печных труб. Казалось, что вот-вот дом рассыплется, и трагедия неминуема.

Случалось и такое. Но настоящее мужество показали речники с мотобазы. Они, по-моему, денно и нощно вылавливали плывущие по Белой дома. Ее катера без устали сновали по реке вверх и вниз.

Речники каким-то чудом обводили вокруг плывущих домов канаты, закрепляли их за свои катера, а затем чалили их в сторону скрытых водой домов Цыганской поляны. Там, в затишье, они оставляли их и вновь возвращались на реку. Так продолжалось несколько дней.

Наконец, вода стала спадать. И перед взором предстали необычные, порою, комические картины.

Дома речниками ставились наспех, «в слепую», без всяких промеров глубин и ориентиров. Поэтому оказывалось так, что причаленные дома находились то на крышах утонувших сараев, то рядом с другими домами, а то и на невысоких деревьях.

В тот год за подвиг по спасению людей и их жилых домов многие речники были удостоены правительственных наград.

Сейчас по весне и в дождливые годы Белая судоходна до поселка Прибельский, расположенного в 5 км ниже устья реки Сим. Летом, и то при нормальном количестве осадков, суда типа «Заря» ходили

до села Охлебинино, расположенного в 80 км от Уфы вверх по течению.

Из литературных источников известно, что до середины XIX столетия судоходство по реке Белой осуществлялось вплоть до города Стерлитамака. С его причалов грузились и шли вниз по течению реки Белой грузы не только до Уфы, но и до волжских городов. С давних пор, используя полую воду Белой, в Уфу и далее сплавляли соль, лес, а барками-белянами – выплавленный металл: железо и медь.

К сожалению, в настоящее время река значительно обмелела и навигация вниз по течению реки длится в среднем 190 дней и судоходной считается от своего впадения в реку Каму и до устья реки Уфа.

После ввода в строй в 1956 году плотины Павловской ГЭС высоких уровней воды в реке не стало. Жители старой Ильинской слободы – Цыганской поляны стали жить спокойней, хотя нет-нет, да и приходит к ним по заливам-ерикам демская вода, понемногу заливая ее низменную часть.