Создать супер-проходимый грузовик? Пожалуйста. Автомобиль-амфибию? Легко. А тягач, который будет способен вытянуть из болота танк? Не вопрос.
Эксперименты в области автомобилестроения были привычным делом для СССР. Какие-то экземпляры были предназначены для широкого спектра работ, хотя и выпускались небольшими сериями или даже в единственном экземпляре. А какие-то предназначались только для определённого вида деятельности, исходя из которой как раз и разрабатывалась конструкция автомобиля.
О трёх самых ярких примерах из последней группы автомобилей мы и расскажем в этом материале.
1. «Чернобыльский» грузовик для вывоза радиоактивных обломков
После катастрофы на Чернобыльской АЭС перед страной встала необходимость в создании специального грузовика, который сможет вывести высокорадиоактивные обломки. И не просто с места аварии, а из самого эпицентра – с 4-ого энергоблока. Для этого был создан КрАЗ-256Б1-030.
Опыта в создании подобных автомобилей у советских конструкторов не было, поэтому все его ключевые характеристики разрабатывались с нуля. И при чём в сжатые сроки – заказ на его изготовление поступил в конце июня 1986 года, а первый автомобиль выехал с завода уже в середине июля.
Главная задача, которая стояла перед конструкторами – защитить водителя грузовика от радиации. Для этого была разработана специальная свинцовая капсула с небольшим окном спереди, фильтровентиляционной установкой внутри и четырьмя зеркалами для обзора сзади. Она была водружена на автомобиль вместо обычной кабины водителя.
В общей сложности было выпущено 18 экземпляров. Автомобили отправлялись на место аварии сразу после спуска с конвейера, не дожидаясь запуска всей серии. Все грузовики КрАЗ-256Б1-030, участвовавших в ликвидации последствий аварии, были захоронены недалеко от самой АЭС в специальном могильнике.
2. Аэродромный тягач для транспортировки Ан-124 и не только
Работа над созданием больших самолётов требует выносливой техники, которая поможет такие самолёты перемещать по земле. Таким автомобилем стал МоАЗ-7915, изготовленный на Могилёвском автозаводе.
Это первый трёхосный тягач СССР. Благодаря такой конструкции он мог перемещать груз, общий вес которого превышала 200 тонн. Так, например, его использовали при транспортировке Ан-124.
Скорость МоАЗ-7915 составляла 3-4 км/ч. Он мог работать только на аэродромах с твёрдым покрытием (что вполне логично).
Тягач был изготовлен в 1980 году. Его производство велось до начала 2000-х годов. За это время было выпущено всего 12 автомобилей. Все они были сделаны по индивидуальным заказам в единственном экземпляре.
3. Грузовик-лоурайдер для перевозки топлива
Автомобили для первых лиц СССР изготавливали и тестировали с особой тщательностью. Правда при их проверке был один существенный минус – недостаточное количество точек для дозаправки.
Чтобы проблем с этим не возникало, был разработан грузовик, главная задача которого – возить топливо. И имя ему ЗИЛ-113Г или ЗИЛ «Чебурашка». Да, именно такое название было дано этому автомобилю в народе из-за его внешнего вида.
В разные годы эти автомобили, предназначенные для перевозки топлива для тестируемых правительственных лимузинов, были изготовлены на базе разных автомобилей. Так, например, первым стал бронированный автомобиль ЗИС-115, на «скелет» которого поставили кабину от ЗИЛ-157. После в качестве базы использовались ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41041.
Впервые ЗИЛ «Чебурашка» был выпущен в начале 1960-х. Они не стали серийными, а выпускались по мере устаревания предыдущей модели. Их выпуск продолжался вплоть до конца 1990-х годов. Далее необходимость в них отпала.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.