Найти тему
НЕБЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

ЧТО СЛУЧИТСЯ С ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ЗАВЛАДЕТЬ МИРОМ И МАНИПУЛИРОВАТЬ ИМ? - великий философ Чжуан-цзы

Древняя китайская книга "Чжуан-цзы" (3-4 вв. до н.э.)- была написана одним из двух основателей даосизма - Чжуан-цзы. Первый философский трактат, на основании которого выстроено всё здание этой китайской религии, называется "Дао Дэ Цзин" (5 век до н.э.) и его автор - Лао Цзы.

Одной из тем книги "Чжуан-цзы" является проблема человеческого счастья. Вопрос о том, в чем оно заключается, обсуждался в эпоху Чжуан-цзы очень широко.

Чжуан-цзы считал, что истинное счастье заключается в познании "постоянства Великого Пути", в котором нет ни жизни, ни смерти. Исследователи считают, что когда мы видим в книге Чжуан-цзы мысли о радости, приходящей благодаря смерти, это для него просто метафора, которая призвана пробудить читателя преодолеть ограниченность собственных представлений.

В главе "Высшее счастье" Чжуан-цзы задает вопрос: что есть высшее счастье? Что нужно делать, чтобы его достичь? Чем заниматься, к чему стремиться, что любить, а что ненавидеть и от чего отказываться?

Вот, например, смерть - то, что, по идее, люди должны ненавидеть больше всего на свете и что прекращает всякое счастье. На эту тему Чжуан-цзы приводит такой пример:

Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-цзы пришел ее оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песню, ударяя в таз. Хуэй-цзы сказал: "Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, - это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, - просто никуда не годится!"
- Ты не прав, - ответил Чжуан-цзы. - Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была вначале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного Хаоса. Хаос превратился - и она стала Дыханием. Дыхание превратилось - и стало Телом. Тело превратилось - и она родилась. Теперь настало новое превращение - и она умерла. Все это сменяло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать над ним - значит, не понимать судьбы. Вот почему я перестал плакать".

Чжуан-цзы перечисляет, что больше всего ценят люди в Поднебесной (в общем-то - ничего нового): любят богатство, знатность, долголетие, славу (желательно - добрую), а также покой, изысканную еду, роскошную одежду, красивые цветы и красивую музыку.

Что люди ненавидят? Предсказуемо: бедность и унижение, преждевременную смерть и плохую славу, отсутствие покоя, вкусной еды, добротной одежды, красивых цветов, красивой музыки. Если у них все плохо, люди впадают в уныние и печаль.

Но - нет ничего глупее, считает автор, чем угождать прихотям плоти. Например, богатый человек может столько всего накопить, что не успеет до своей смерти всем этим добром воспользоваться, в итоге богатство приедается, к нему просто привыкают, и оно уже так сильно не радует. В итоге и бедный, и богатый постоянно о чем-то заботятся и печалятся, опасаются и волнуются, а прожив долгую жизнь, и бедный, и богатый одинаково впадают в помрачение ума!

"Как горько долго страдать, не умирая! И всё, что делает человек в жизни, так чуждо ему!"

И еще одна зарисовка на тему превращений из жизни в смерть и обратно.

"Путешествуя, Ле-цзы заметил у дороги череп вековой давности. Раздвинув бурьян, он указал на него пальцем и сказал: "Только ты и я понимаем, что нет ни жизни, ни смерти. Нужно ли печалиться о тебе? Нужно ли радоваться обо мне?"

Ле-цзы - еще один известный даос, стоявший у основ этого изначально больше философского, а позже религиозного учения - даосизма. Его имя - Ле Юйкоу, он жил в 5 веке до н.э. (сведения о нем крайне скудны и недостоверны) в небольшом царстве Чжэн (в междуречье Хуанхэ и Янцзы). Ле-цзы был знаком с учением Лао-цзы (с его трактатом "Дао-Дэ-Цзин"), прошел несколько ступеней очищения и погружения, вошел в область сверхчувственного знания и стал обладателем сверхъестественных возможностей, сорок лет вместе с учениками провел на безлюдных окраинах царства среди болот и озер, там они занимались самосовершенствованием в духе даосизма. Его книга "Ле-цзы" предположительно была составлена его учениками, которые собрали изречения учителя и рассказы о нем.

Так что такое счастье? Это то, о чем все мечтают, без чего жить не могут и пытаются достичь его во что бы то ни стало. Это понимание счастья присуще большинству.

Чжуан-цзы осталось сказать, что же такое счастье - по его мысли.

"Для меня настоящее счастье - недеяние, а толпа считает это мучением. Поэтому сказано: "Высшее счастье - отсутствие счастья. Высшая слава - отсутствие славы".

Что бы это значило?

И хотя невозможно установить точно, где истина, а где ложь, в недеянии можно определить истинное и ложное. Высшее счастье - это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его. Небо благодаря Недянию становится чистым, Земля благодаря Недеянию становится покойной. Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей. Неразличимое, смутное - неведомо откуда исходит! Смутное, необозримое - лишенное образа! Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния. Поэтому сказано: "Небо и Земля ничего не делают, но не остается ничего несделанного". Кто же среди людей способен претворить Недеяние?

Что такое Недеяние? Не-действие? Не-делание?

Считается, что истинное значение одного из важнейших принципов даосизма - недеяния или у-вэй долгое время передавалось некорректно, из-за чего возникли невероятная путаница и многочисленные заблуждения. В большей части переводов "Дао Дэ Цзин", где впервые используется этот термин, он переводится как "недеяние". Это слово читается и понимается как "бездействие". Однако в более точном переводе Линь Ютана слово "недеяние" оказывается словом "невмешательство".

Вэй - вмешательство, у-вэй - невмешательство.

Слово "вэй" также переводят как "созерцательная пассивность", другим вариантом перевода является "немотивированность" или "спонтанность". Как трактуются эти переводы в свете учения даосизма? Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путём, так как опирается на восприятие здесь и сейчас.

Собственно, понятнее принцип невмешательства. Что же он означает?

Согласно "Дао Дэ Цзин", "если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его".

Вмешательство в чужое дело похоже на манипуляцию.

Чешский философ Якуб Матл отмечал, что главной жизненной задачей для человека является соблюдение "меры вещей". Если человек не нарушает эту меру, не вмешивается, не манипулирует, значит, он находится в состоянии "недеяния". Это не поощрение к деструктивной пассивности, но провозглашение единения человека и мира на единой основе, которой является дао.

Кандидат философских наук Н.Г.Пряхин считает, что Лао-цзы рассматривал человека и весь мир как законное порождение дао. Являясь частью природы, человек должен следовать по пути добродетели (дэ) и прожить жизнь, соответствуя природе. Лао-цзы считал, что корень зла заключается в том, что люди отступают от тех законов, которые предписаны природой. Таким образом, любая деятельность противоречит дао и становится причиной несчастий, а значит, главным правилом повседневности должно стать недеяние — "увэй".

Лао-цзы говорил:

"Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека — это деяние без борьбы".

Согласно этим словам недеяние - точно не есть ничего не делание. Пряхин в связи с этим указывает, что:

"Недеяние на самом деле это именно деяние, притом весьма активное, соответствующее законам природы — соответствующее дао. Человека, который следует дао, отличают доверчивость, доброта и забота о людях".

Для полноты понимания осталось расшифровать не только, что такое добродетель (дэ), но и в чем заключается соответствующие дао доверчивость, доброта и забота, которые, как мы знаем, в своей реализации могут приводить к совершенно противоположным намечаемым результатам, что уже будет противоречить понятию "невмешательство" и даже больше.

Философы
5623 интересуются