Мюнхен - город на юге Германии, административный центр Баварии. Основан в 1158 году, население: 1 471 тыс. чел. Мюнхен - третий по размерам город в Германии.
Общественный транспорт Мюнхена
Система общественного транспорта Мюнхена включает в себя городскую электричку (S-Bahn), метрополитен (U-Bahn), автобус и трамвай.
Городская электричка соединяет город с пригородами, в центре Мюнхена железнодорожные линии проходят в туннелях. Всего работает 10 линий.
Метрополитен открыт в 1971 году. Работает 8 линии с 100 станциями. По одной линии может проходить несколько разных маршрутов.
Автобусная сеть состоит из 65 дневных и 12 ночных маршрутов.
В 1948-1966 году в городе существовала троллейбусная сеть.
Из истории мюнхенского трамвая
Движение конки открыто в 1876 году, но уже в 1895 году начал работу электрический трамвай. Как и во всем мире трамвай Мюнхена активно развивался, строились новые линии. Во время Второй мировой войны часть линий была разрушена, но уже к середине 50-х мюнхенский трамвай вернулся к былой мощи. Вместе с ростом города росла и трамвайная система: в 60-е активно строились линии в новые районы города.
Но в связи с проведением в городе Олимпийских игр в 1972 году было принято решение о сворачивании трамвайного движения. Место трамвая должны были занять метрополитен и городская электричка, первые линии которых как раз и были открыты перед Олимпиадой в 1971-1972 году. Часть линий была закрыта и разобрана, в том числе и те, которые были построены еще совсем не давно. Часть линий просто перестали использоваться. Новые вагоны не покупались.
Но в 1990-е годы поменялось отношение к трамваю: начали восстанавливать ранее закрытые линии (хорошо, что не разобрали трамвайные пути), строить новые линии, парк вагонов был практически полностью обновлен. Приоритет трамваю стал уделяться при реконструкции городских улиц.
Трамвайная система Мюнхена
Что же из себя представляет трамвайная система столицы Баварии?
По планировке город похож на нашу столицу - Москву. От центра уходят в разные стороны радиальные магистрали. Вокруг города несколько транспортных колец.
Так же и трамвайная система: от центра уходят несколько радиальных линий на окраины, трамвайная линия так же огибает исторический центр города. Своеобразный трамвайный узел расположен на площади Карлплатц, сюда сходиться 5 линий.
Работает 13 дневных и 4 ночных маршрута, колея - 1435 мм, маршруты обслуживают 2 трамвайных депо.
Практически все линии трамвая отделены от проезжей части, высадка пассажиров производится только у специальных платформ (никто пассажиров на проезжую часть не высаживает). Практически все остановки оборудованы павильонами ожидания, табличками с поминутным расписанием и схемой движения транспорта.
Оплата проезда и тарифная система
Тарифная система Мюнхена заслуживает отдельного рассказа.
Билет на общественный транспорт единый, покупается в специальных автоматах на остановках, вокзалах, в самом трамвае. После приобретения билета его необходимо "пробить" специальном компостере: на нем появиться дата и время посадки.
Регион, обслуживающийся транспортом Мюнхена разделен на несколько зон, но сам город - это одна зона. Чем дальше зона - соответственно, и выше цена поездки.
Самый дешевый билет - 1,30 евро. Это проезд 4 остановок на трамвае, автобусе, или 2 остановки на метро. Конечно же есть билеты на день, месяц, неделю и т.п. Так же интересны групповые билеты: например билет на 5 человек за 11,20 евро. Штраф за безбилетный проезд - 40 евро.
Подвижной состав
Самая массовая модель трамвая используемая в Мюнхене - AEG R2.2 и Adtranz R2.2 - 68 шт. Отличия между разными моделями отсутствуют, просто AEG выпускался в 1994-1995 году, а Adtranz в 1996-1997 годах. Трамваи 3-х секционные, низкопольные, вмещают 157 пассажиров.
Именно, благодаря закупкам этих вагонов в 1994-ом году удалось переломить отношение к трамваю в положительную сторону.
В 1999-2001 годах была закуплена усовершенствованная модель Adtranz R3.3. Их поступило 20 экземпляров. На этот раз вагоны стали 4-х секционными. Общая вместимость выросла до 218 человек.
Сохранились в трамвайных депо баварской столицы и более древние экземпляры. Это моторные 2-х секционные вагоны Rathgeber Р3.16 и прицепные 2-х секционные вагоны Rathgeber Р3.17. Вагоны выпускались в 1966-1969 годах, после поступления новых вагонов в 1990-е и 2000-е годы большая их часть была передана в румынские города Тимишоара и Бухарест. Сейчас в Мюнхене осталось 6 моторных (на ходу 2 вагона), и 5 прицепных (на ходу 4 вагона).
Парк трамвайных вагонов Мюнхена активно пополняется - в 2008-2011 годах поступило 14 вагонов Stadler, в 2013-2014-ом - 8 вагонов Siemens.
Весь общественный транспорт города оформлен в едином стиле: автобусы, трамваи, вагоны метро и городской электрички покрашены в синий цвет.
Трамвайная система Мюнхена продолжает развиваться: строятся новые линии, большие проекты по строительству новых линий. На ряде направлений вместо планировавшегося метро планируется так же построить трамвай.
Пример трамвая Мюнхена - очень показательный: городские власти во время спохватились, начав возрождение трамвая, не убрав его на корню в эпоху антитрамайных компаний. А благодаря, тому, что закрытые линии не разбирались - их удалось быстро восстановить.
В Германии до 1990-х годов трамвай сохранился только на территории бывшего ГДР, на территории же ФРГ - сохранившихся трамвайных хозяйств по минимуму, спустя десятилетия - их приходится строить заново. С этой точки зрения показателен пример Берлина: трамвай там сохранился только на социалистической территории, на демократической - был закрыт.
Спасибо, что дочитали до конца! Не забывайте подписываться.
Так де почитайте статьи о трамваях Будапешта и Братиславы.