Все когда-то заканчивается. И пребывание Себастьяна Феттеля в Ferrari тоже не могло быть вечным. 12 мая 2020 года было объявлено, что отношения между немцем и итальянской командой прекратятся по окончании сезона 2020 года. И у меня внезапно возникла какая-то странная горечь от этого. Удивительная, потому что еще прошлой осенью я был в числе тех, кто горячо приветствовал возможный уход Феттеля из Ferrari. Что-то похожее было у меня дважды, первый раз – когда уходил из Формулы-1 Фернандо Алонсо (но это было хотя бы отчасти объяснимо, потому что испанец был моим кумиром в середине-конце нулевых), второй – когда Скудерию покидал Кими Райкконен. И это при всем при том, что где-то за полгода до ухода каждого я прямо горел мыслью, что «уступите дорогу молодым». Не знаю, с чем это связано, возможно с тем, что у всех троих эти отрезки карьеры были полны надежд и амбиций, а выполнение этих целей подкачало.
Себастьян Феттель шел в Ferrari становиться минимум пятикратным чемпионом. А учитывая тот мрак, в который команда начала окунаться в 2014-м году, возможно хотел повторить путь кумира детства, Михаэля Шумахера, и вытянуть начинающую тонуть команду. И первое время так и казалось, что именно трио Феттель-Райкконен-Арривабене – это как трио Шумахер-Тодт-Браун, это та самая дрим-тим, которая вытянет Ferrari и вновь сделает непобедимыми. Однако, если задуматься, то первые результаты работы Феттеля и в большей части Арривабене были видны годом позже, в 2016-м году. В том сезоне команда не одержала ни одной победы. Интересно то, что Феттель считал болид 2016 года «эволюцией» болида прошлогоднего, а также заявлял о большем вкладе в его развитие. Собственно говоря, результаты более чем наглядно показали или уровень вовлеченности в процесс, или уровень компетентности, а может и то, и другое. Ходили слухи (впрочем, от малоавторитетных источников), что Феттель после двух неудачных сезонов за три года хотел покинуть гонки, несмотря на действующий контракт. Как оказалось, слухи были беспочвенными, а следующие сезоны показали, что Себ все-таки чего-то, да стоит.
Обычно любые перемены в жизни любого человека или заставляют его по-новому относиться к новым обстоятельствам, или просто выжигают изнутри. Учитывая очень тепличные условия, в которых Феттель строил свое величие (хотя, вернее сказать, что он был лицом величия Red Bull Racing), для всех был актуален один вопрос – как немец будет реагировать на новые условия игры. Золотой мальчик был выдернут из королевства имени себя в разрушающийся замок империи в упадке. Казалось, что человек, с такой легкостью поставивший себя в тоталитарном государстве доктора Марко, с новым вызовом справится если не налегке, то точно без надрыва. В итоге же оказалось, что Феттель талантлив, но только когда все идет по плану, не предусматривающему даже минимальной вероятности поражения. Изначально казавшийся сказкой, переход в Ferrari жестко и жестоко опустил немца на землю. Вполне возможно (да даже скорее всего), Себастьян допускал необходимость 1-2 буферных сезонов, за которые он должен был перестроить команду под себя и перестроиться сам, ведь крайне редко гонщики сразу начинали штамповать звания и титулы, перейдя в новый коллектив. Однако, лишь войдя во вкус, Феттель обнаружил себя в ситуации, до боли напоминающей ему обстоятельства его ухода из столь родного для него Red Bull. И именно это, скорее всего, сломало его окончательно.
Возвращаясь немного в прошлое, стоит сказать, что вопрос напарника для Себа – очевидно головная боль для его руководителя. Особенности характера немца говорят за то, что этот человек должен быть безальтернативным пожизненным вторым номером, но с некоторой долей характера. Если искать место Феттеля в матрице характера типа «альфа-омега», то можно обнаружить его так называемым «бета-самцом», достаточно умным, способным к управлению, но абсолютно бесхарактерным человеком. Такой человек имеет большие амбиции, но не имеет яркой харизмы и, собственно, чтоб иметь успех, он должен иметь за спиной сильного покровителя. Это по большей части объясняет успехи Феттеля в Red Bull, там на него ставил сам Марко, едва ли не второй человек (а то и серый кардинал) всего автоспортивного подразделения концерна. Очевидно, что если бы за Феттелем в Ferrari стоял, например, Андреа Аньелли, то и отношение к немцу и в команде, и в прессе было совсем иное. От одной только новости о том, что вновь надо кому-то что-то доказывать и ставить себя перед юным напарником, да еще и в менее дружелюбной чем в Red Bull атмосфере, Себ начал совершать ошибки и психовать, явно понимая, что его время неотвратимо кончается, а корону он так и не примерил. Все это еще больше усугубилось, когда молодой претендент на звание примы едва ли не с порога показал, что ему вообще все равно с кем бороться и кого побеждать.
Однако это даже не 10% той трагедии, которой обернулся злосчастный переход немца в Маранелло. В Red Bull сам владелец является фанатом автоспорта и весь проект «Red Bull Racing» был основан для двух целей – чтоб рекламировать свои напитки и чтоб потешить свою любовь к гонкам. Матешиц, как опытный бизнесмен (а еще как умный дядька, умеющий перенимать опыт предшественников), понимал, что команда-аутсайдер не даст достаточно широкой известности продукту, поэтому изначально на ключевые должности были наняты те люди, которые были не просто эффективными, а быстро понимали, что происходит и как с этим быть. Матешиц сам следил за происходящим и пытался быть вовлеченным, благо, выбор, сделанный много лет назад, позволяет ему до сих пор доверять действиям и Хорнера, и Марко. В этом кроется фундаментальная разница между Red Bull и Ferrari. В итальянской команде нет единства в направлении вектора развития команды, ведь программа в Формуле-1 хоть и одна из наиболее узнаваемых, но, как кажется, для многих директоров FIAT не несет такой культовой значимости. Шутки про генетическое раздолбайство итальянцев уже не кажутся такими же смешными, когда понимаешь, что даже руководителем команды могут поставить человека без какого-либо бэкграунда в Формуле-1. В Benetton это, конечно, один раз сработало, если вспоминать историю прихода Флавио Бриаторе, но, стоит признать, что Бриаторе – это феномен и гений, да и времена тогда были не те. Ни Арривабене, ни Бинотто с Флавио и рядом не стоят.
Подводя итог всему сказанному, можно говорить, что неудачи Феттеля в Ferrari – это не вина Феттеля и не вина Ferrari. Это просто совпадение факторов. Один мечтал стать на одну ступень с кумиром, другие видели в суперзвезде новую мессию и проводника сквозь будущие годы. И, как это часто бывает, за вуалью собственных грез и надежд обе стороны не увидели очевидных недостатков друг друга, как не видят их влюбленные в первые недели отношений.
Addio, Ferrari! - Auf Wiedersehen, Seb!
На этом, пожалуй, все. Как Вы думаете, мог ли кто-то из сторон, Себ или Ferrari, обернуть историю этого союза иначе и превратить в новую эпопею величия и славы? Пишите в комментарии.
Спасибо за внимание.