Дмитрий Мережко, Креативный директор Simple Wine News и обладатель WSET Level 4 Diploma
Ирина Годунова, кандидат биологических наук, почетный член ССЭР
Введение
Продукт, ради оценки которого мы начали заниматься разработкой этой системы – вино. Оно удивительно тем, что является результатом очень длинной цепочки биологических и биохимических процессов, каждый из которых способен оставить свой «автограф» на нёбе дегустатора. В сущности, как человеческий почерк, каждое вино уникально, хотя есть и более-менее универсальные стили, и каллиграфические написания, и высокохудожественные, но малопонятные варианты.
И, всё же, это продукт, который мы встречаем в супермаркетах рядом с макаронами и прохладительными напитками. Длинная винная полка сбивает покупателя с толку, он зачастую не понимает, какие сообщения несут ему многочисленные слова на этикетках, да и на контрэтикетках. Что является техническим параметром, что – обязательной информацией, а что – фантазийной надписью. Смысловая нагрузка, которой у ряда категорий вина не отнять, важна далеко не всем. Но всем хочется, чтобы вино нравилось, производило впечатление, несло верное сообщение, если куплено по важному случаю или в подарок.
Мы не пионеры в системах оценки вина. Нас вдохновляли многие известные международные эксперты и их системы. В каждой есть собственный взгляд на оценку вин, и нам пришлось здорово потрудиться, чтобы выбрать самое главное в ГоМере.
С Зоилом было сложнее. Мы поначалу его не разглядели и считали второстепенным параметром, этаким «модификатором» ГоМера. Однако, чем больше мы работали над ГоМером, тем больше у нас появлялось вопросов, ответить на которые должен был кто-то другой. И Зоил вырос в полноценное альтер эго ГоМера. Если просто – это оценка параметров, которые влияют на популярность, восприятие, цену вина, но никак не связаны с реальным качеством в бокале.
Но настало время познакомить вас с ними обоими – провести Матричный анализ PingWine.
Матричный анализ вина PingWine
Категории Матричного анализа вина PingWine
1. «Простовино».
ГоМер: 1 - 3 б., Зоил: 1 - 3 б.
Простые, хорошо сделанные вина, которые продают популярный сорт или раскрученный регион. Пино гриджо из Венето, недорогой австралийский Шираз или чилийское Мерло будут здесь частыми гостями.
Назначение: entry level, большие мероприятия, выезды за город на барбекю.
2. «Мажоры»
ГоМер: 1 - 3 б., Зоил: 4 – 7 б.
Производитель, категория, метод производства или сорт (а чаще 2-3 фактора вместе) создают мощную мотивацию к покупке. Выбор людей, которые только начинают разбираться в вине, или хотят показаться таковыми. Помимо собственно брендов, здесь процветают кооперативы из регионов с высокой репутацией и негоцианты.
3. «Находки»
ГоМер: 4 - 7 б., Зоил: 1 - 3 б.
Вина, которые с удовольствием купит винный гик себе на ужин: малоизвестный регион, нетипичный или незнакомый сорт сочетаются с превосходной зрелостью и стилем. Монтсант, Жюрансон или тихий Щарелло вполне могут стать примерами такого вина.
4. «Ядро»
ГоМер: 4 - 7 б., Зоил: 4 - 7 б.
Вина с уверенным качеством, технические проблемы решены и производитель решает вопросы о выстраивании линеек, индивидуализации и премиумизации вин. Престиж достаточно высок, но не до степени фетиша. Это «рабочие лошадки» винной сферы – бордо от хороших женериков до крю буржуа, качественные новосветские вина. На высоком уровне и качество, и имидж.
5. «Престиж»
ГоМер: 4 - 7 б., Зоил: 8 - 10 б.
Репутация категории, производителя или вина очень высока и обгоняет показатели качества. Как такое может быть? Например, не очень удачный год в рискованном регионе, изменение практик в результате смены винодела или владельца и т.п.
В эту зону способно попасть не так уж много вин.
6. «Будущие звёзды»
ГоМер: 8 - 10 б., Зоил: 4 - 7 б.
Малоизвестный регион, винодел, невзрачная бутылка скрывают великолепное вино. Когда-то такими были вина Орегона, Приората, других регионов, репутация которых сегодня бесспорна. Но мы верим, что на винной карте мира ещё много белых пятен.
7. «Иконы»
ГоМер 8 -10 б., Зоил: 8 - 10 б.
Здесь всё просто – хиты хитовых лет из хитовых регионов от хитовых производителей. Образцы стиля, модели для подражания.
8 и 9. «Химеры» (ГоМер: 1 - 3 б., Зоил: 8 - 10 б.) и
«Единороги» (ГоМер: 8 - 10 б., Зоил 1 - 3 б.).
Фантастические животные, которых можно себе представить, но практически невозможно встретить. Тем не менее, мы оставили для них местечко, поскольку повстречать тот и другой вариант –настоящее везение для фанатика вина. «Химер» ищите в ультрамодных категориях типа натуральных вин, «Единорогов» – где-то там, где даже наличие виноделен непросто заподозрить (например, в Индии или Марокко).
«ГоМер» и «Зоил» две ипостаси, две сущности вина.
«ГоМер» очень конкретен и выносит вердикт о качестве, основываясь на материальных составляющих содержимого бутылки.
«Зоил» - образ вина, настроение, ожидание, все то, что предшествует легкому хлопку при откупоривании бутылки.
Чтобы адекватно оценить вино, нужно уделить внимание и качеству, и имиджу. Комплексная оценка определит категорию вина и даст четкий сигнал потребителю.