Найти тему
Против Гравитации

Истрибитель F-35. Часть 2.

На других частотах радаров F-35 не так уж и незаметен, что делает его уязвимым для слежки и сбития с помощью текущего - и даже устаревшего - оружия. Еще в 1999 г. тот же тип технологии "стелс" не смог предотвратить обнаружение, отслеживание и сбитие F-117 ВВС США, пролетающих над Косово с использованием устаревших советских радаров и зенитно-ракетных комплексов. За почти два десятилетия, прошедших с тех пор, этот инцидент был тщательно изучен не только США, но и потенциальными противниками, ищущими слабые места в пассивных радиолокационных самолетах-невидимках.

Фото с сайта Pinterest
Фото с сайта Pinterest

Конечно, радар - это не единственный способ обнаружить самолет и нацелиться на него. Можно также использовать инфракрасное излучение самолета, создаваемое теплом, генерируемым трением при пролёте самолёта по воздуху, вместе с его горячими двигателями. В некоторых странах, особенно в России, есть отличные пассивные инфракрасные системы поиска и слежения, которые могут с большой точностью определять местонахождение и целиться в самолеты противника - иногда с помощью лазеров для измерения точных расстояний, но без использования радара.

Также очень часто в боях "воздух-воздух" противоборствующие самолеты подлетают достаточно близко, чтобы их пилоты могли видеть друг друга. F-35 так же заметен, как и любой другой самолет, по своим размерам.

Однако илоты F-35, одно слово неоднократно всплывало: "выживаемость". Главная задача Lockheed Martin F-35 - проникать в сложные системы противовоздушной обороны, находить и обезвреживать угрозы - требует того, что предлагает пятое поколение реактивных самолетов: скрытность и потрясающий набор пассивных и активных сенсоров, доставляющих информацию пилоту. F-35 может видеть проблемы, идущие впереди, сзади или подлететь достаточно заблаговременно, чтобы избежать угрозы или убить его. Столкнувшись с многочисленными угрозами, набор датчиков рекомендует порядок их отправки.

По уровню ситуационной осведомленности F-35 превосходит все платформы, включая Raptor. Я никогда не был в самолете, который так эффективно и безупречно интегрирует информацию, чтобы рассказать мне, что происходит вокруг меня - и не только в радиочастотном спектре, но и в лазерном, инфракрасном, электро-оптическом. Обычно это первое, что люди замечают, когда садятся в самолет. Они знают гораздо больше, чем когда-либо знали.

Как F-35 превратился из самого технологически продвинутого военного самолета в виртуальную индейку? За десятилетия усилий по удовлетворению реальной военной потребности в лучших самолетах, программа F-35 является результатом слияния или объединения нескольких других отдельных и разнообразных проектов в набор требований к самолету, который старается быть всем и каждому.

В боевых действиях разница между победой и поражением часто не очень велика. Поскольку второе место слишком часто означает смерть, Пентагон стремится обеспечить воинов самым лучшим снаряжением. Лучшее снаряжение - это те, которые предназначены для выполнения конкретных миссий и типов сражений. Стремясь выполнить больше задач при меньших затратах, специалисты по оборонному планированию ищут способы сэкономить.

Для истребителя решения о финансировании становятся сбалансированным вариантом приобретения не только лучших самолетов, но и достаточного их количества для создания эффективных сил. Это привело к созданию многофункциональных самолетов. Там, где приходится идти на компромиссы, конструкторы большинства многофункциональных истребителей делают акцент на боевую мощь в воздухе, снижая возможности "воздух-земля". Похоже, что на F-35 конструкторы создали самолет, который не справляется ни с одной из задач исключительно хорошо. Они превратили самолет в неприхотливого мастера на все руки, но не мастера ни одного - за огромный счет, как в прошлом, так и, по-видимому, далеко в будущем.

Считаю, что программу F-35 нужно немедленно отменить, а разработанные для нее технологии и системы использовать в более современных и экономичных конструкциях самолетов. В частности, F-35 должен быть заменен серией новых конструкций, ориентированных на конкретные задачи отдельных родов войск, вместо одной конструкции самолета, старающейся быть всем и каждому.