Начало новой недели не обошлось без сюрпризов в сфере ритейла. Если, в первую декаду мая, ни у кого не было сомнений, что ограничительный режим по работе магазинов и торговых центров не изменится или даже ужесточится до конца месяца, то вчерашние новости о разрешении на возобновление их работы в некоторых регионах ввели многих предпринимателей даже в некий ступор.
Нужно уточнить, что ограничительный режим снимается пока в небольшом количестве регионов. Есть регионы, а именно Ленинградская область, Правительство которой объявило о возобновлении режима работы уже с 12 мая , есть регионы, в которых это решено сделать в ближайшие дни, к примеру, в Свердловской области с 19 мая возобновится работа торговых центров и уличных кафе. Кроме того, режим этого снятия, к примеру, в той же Ленобласти носит дифференцированный характер. В зависимости от эпидемиологической обстановки — районы поделены на зоны(красная, желтая, зеленая или Зона 1, 2 и 3), в которых различные, ранее запрещенные виды деятельности, разрешены сразу или с некоторыми особенностями их применения. Не буду углубляться в подробности, если коротко, то кое-где разрешены все виды деятельности, а в других — остается запрет только на парфюмерию/косметику/кино/театры/фитнес-центры/музеи/библиотеки/доп.образование, а все остальное разрешено целиком или с некоторыми ограничениями.
В данном послаблении, сразу бросается в глаза следующее: при сохраняющейся положительной динамике инфекции, высоким общим уровнем распространения и даже принимаемых мерах по ужесточению соблюдения режима, власти некоторых регионов, все-таки, решились на открытие объектов, включая торговые центры. Конечно, тут возникает множество вопросов, к примеру, таких как: а почему именно сейчас, а не 01 июня(когда, скорее всего, отменят ограничения по всей стране) или почему их вообще закрыли 28 марта, если можно оказывается сейчас, в более тяжелой эпидемиологической ситуации, работать с соблюдением антивирусных правил. Можно лишь предположить, что в этих регионах, большую угрозу власти видят не в динамике заболеваемости, а в проседании экономических показателей или, иначе, видят реальную проблему не в эпидемиологической, а социально-экономической ситуации, но это не является предметом данной статьи.
Итак, открываются в некоторых регионах(к примеру, из крупных, в Ленобласти — ТЦ Мега Парнас, Мега Дыбенко, расположенные на границе г. Санкт-Петербург и ЛО) значительное количество магазинов, торгующих товарами не первой необходимости, салоны красоты, предприятия общественного питания. Почему - в начале статьи отметил, что для многих это явилось не только сюрпризом, но и привело в некоторое замешательство и даже ступор (ведь еще месяц назад, 6 апреля, такое бы открытие встретило бы если не ликование, то значительный энтузиазм - ведь это выход на работу после незапланированной недели выходных). Потому что — за последний месяц карантина растерян не только энтузиазм, но и значительно подточена вера в то, что открытие магазинов поможет решить возникшие или накопившееся проблемы, а не усугубить их.
В каких условиях многим арендаторам придется открываться:
- трафик снизится, минимум, на 30%;
- из-за дополнительного падения реальных доходов в апреле, покупательная способность существенной части населения в мае-июне будет минимальной;
- за пару последних месяцев, часть кошелька потенциального покупателя уже навсегда поглотил e-com(электронная коммерция);
- часть арендаторов не договорились владельцами помещений по отмене или сокращению арендных платежей за период простоя, не то что на период после открытия;
- практически все арендаторы уверены, что прежний уровень арендных платежей, априори, сделает их деятельность после открытия убыточной;
- многие предприниматели уже вывезли товар или его часть для нужд дистанционной торговли или онлайн-продаж, а, к примеру, у многих предприятий общественного питания уже вышли сроки хранения и у тех и других — значительные трудности по товарному заполнению открываемых точек.
Этот список можно и дальше продолжать, главное то, что предстоит очень долгий и трудный путь восстановления торговли, но как это не прискорбно, все уже должны осознать, как минимум, для правильного планирования и оптимизации, что прежний уровень продаж уже никогда не вернется, а можно лишь надеяться на то, что покупательский трафик и хотя бы 80% прежнего оборота, можно будет вернуть только к началу I квартала 2021г. Но а приятный ли это сюрприз — неожиданное возобновление работы закрытых торговых точек и торговых центров в нескольких регионах, или те же проблемы, но только в более острой форме, если кто еще не понял, обязательно это ощутят в ближайшие дни, тогда как остальным предстоит это узнать в июне 2020г.
Благодарю за прочтение.
Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.