В газовых камерах в Освенциме оставались не только взрослые и молодые люди. Даже самые маленькие дети оказывались там, об одном из них и пойдет речь в этой публикации.
Дилемма религии
Прежде чем оказаться в лагере смерти, Иштванек (1940) жил со своей матерью Ливией, отцом Белем и сводным братом Яношом в венгерском городе Мишкольц.
Для нацистов Рейнер были еврейской семьей, независимо от того, исповедовали они христианство или нет.
В 1943 году их посетил немецкий офицер, который во время своего визита должен был "оценить" семью. Отец семьи сам знал, что всех отправят в гетто Мишкольц, что в итоге и произошло.
Разделенная семья
Вся семья надеялась, что смогут доказать свое мастерство нацистам с помощью труда и, таким образом, избежать неудачной судьбы. В это время Бел связался со своей сестрой, живущей в Будапеште, чтобы узнать, сможет ли Иштванек остаться с ней. Его сестра отказалась - она была слишком напугана, она боялась что нацисты тоже придут за ней, хотя мальчик был христианином. После двух недель работы было решено, что все должны идти в гетто.
Там нацисты разделили семью на две части - Бел и их старший сын Янош были отправлены на принудительные работы в лагерь в Елшаве, Словакия. Ливия, ее бабушка и Иштванек отправились в Освенцим.
С последней улыбкой на лице
После приезда Ливия была переведена на принудительные работы, поэтому Иштванек остался с бабушкой. Нацисты взяли обоих родственников для обязательной фотографии, одели маленького мальчика в тюремную униформу и дали ему ножницы и бумагу. Вероятно, для Иштванека это выглядела как игра, потому что он счастливо смеялся над своей последней фотографией. Вскоре после этого его и его бабушку отвели в газовую камеру.
Из всей семьи только Ливия и ее сын Янош пережили Вторую мировую войну. Оба эмигрировали в США в 1947 году, не забывая об Иштванке, отце и бабушке. 11 000 жителей Мишкольца погибли в концентрационных лагерях.