Замысел бала в русском стиле, состоявшегося в 1903, родился, по сути, из желания императрицы Александры Фёдоровны взглянуть на парадные русские костюмы поближе. Так сказать, в действии. И в отличие от русского бала, который состоялся за двадцать лет до того, костюмы 1903 года были куда ближе к своим историческим прототипам. Стилизация, но весьма качественная!
Это, на самом деле, не очень характерно для маскарадных костюмов той эпохи. Как правило, они всё равно следовали за модными тенденциями, и дамы старались сохранять модный силуэт. Так что Клеопатры 1850-х носили пышные юбки с кринолинами, пастушки 1880-х - с турнюрами (накладками, которые делали юбки пышными только сзади), и т.д. Если же речь шла о персонажах эпохи Возрождения, когда носили жёсткие корсеты, делавшие грудь плоской, а платье спереди абсолютно ровным, то на это дамы XIX веке пойти не решались. Аксессуары, воротники, рукава - всё это очень красиво, пусть уж; но чтобы не подчеркнуть бюст? Ну уж нет!
Так что на этом фоне костюмы того самого русского бала очень хороши! Но есть одно интересное исключение... И это наряд звезды бала, прекрасной княгини Зинаиды Юсуповой. Как потом писал Великий князь Александр Михайлович, "на балу шло соревнование за первенство между Великой княгиней Елисаветой Фёдоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой".
И роскошный наряд княгини Юсуповой, хотя и основан вроде бы на костюмах боярынь XVII века, на самом деле своим силуэтом напоминал рубеж XIX и XX веков. Это вроде бы сарафан, но... Ткань, вышивка, отделка, общая стилистика пришли из прошлого, а силуэт был современным. Да ещё и рукава сорочки, пышные у плеча и узкие в нижней части. Просто-таки модные рукава 1890-х!
Это, правда, было не видно, когда княгиня накидывала меховую шубку, но танцевала она без неё. А она танцевала. И как!
Сын Феликс писал в мемуарах: " Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз".
У княгини была потрясающая стройная фигура, и наряд отлично её подчёркивал. Грех такую прятать! Да и танцевать в почти что обычном платье было наверняка привычнее и удобнее. Словом, сознательное отступление от исторической правды, но какое красивое! Вот уж кто настоящая Царевна-Лебедь...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!