Я опишу классическую схему развития речи, но сразу оговорюсь, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе и все возрастные границы условны.
Итак, начнем говорить о речи детей от 1 года до 3 лет.
В 1 год:
- - малыш называет родных и близких людей (мама, папа, деда, баба и т.д.), предметы, которые он видит каждый день и хорошо ему знакомы (мяу, ав-ав, ляля и т.д.)
- - по просьбе взрослого находит нужный предмет/игрушку
- - словарный запас ребенка составляет в среднем 5-10 слов
- ребенок может соотносить слова с конкретным предметом или действием
В 1 год 6 месяцев:
- - звукоподражательные слова (ав-ав, мяу, би-би) переходят пусть в искаженное, но более качественное произношение
- словарный запас ребенка составляет 30 -40 слов
- ребенок может сопровождать свою речь мимикой и жестами, начинает общаться простыми номинативными предложениями (На !, Дай!)
В 2 года:
- в речи малыша начинают появляться прилагательные (большой, маленький, вкусный, сладкий, горячий) и местоимения (тут, там)
- ребенок называет предметы и действия , изображенные на картинках
- малыш может выражать элементарные просьбы и указания: дай молоко, возьми куклу (даже искаженно)
- может оценить и рассказать, какое действие изображено на сюжетной картинке: собачка спит, мама кушает
- в речи начинают появляться вопросительные слова: почему? кто? куда? зачем?
- малыш начинает изменять слова по падежам: мальчик рисует - мальчики рисуют
В 2 года и 6 месяцев:
- словарный запас малыша начинает начинает заметно расширяться, появляются слова, выходящие за рамки обиходно-бытовой тематики
- ребенок начинает общаться предложениями, состоящими из 3-4 слов и более
- между малышом и взрослым появляется элементарный диалог
- в речи появляются предлоги (в, на , из, под, у)
- начинается элементарное овладение основными грамматическими формами
В 3 года:
- словарный запас составляет 1200 - 1500 слов
- малыш способен составить рассказ из 3-4 предложений
- может пересказать речь взрослого, а также услышанные песни и стихотворения
Всем удачи!