Найти тему
История войн и оружия

Военное сотрудничество Германии и СССР 1920-30 гг.

В перестройку и сразу после нее СССР обвинили в том, что в обход Версальских ограничений Сталин дал немцам территорию для военной подготовки гитлеровской армии.

Во-первых, тогда был рейхсвер, а не вермахт. Во-вторых, сотрудничество было до 1933 г. То есть Гитлер сам отказался от взаимодействия с Красной Армией.

Формы сотрудничества были многообразны. В Липецке открылась даже не просто авиационная школа, где обучались и немцы и красноармейцы, а испытательный авиационный центр, где немцы испытывали свои самолеты, авиационное вооружение и оборудование. Только в 1933 г. там начали учиться молодые немецкие летчики. Советские летчики учились на основе немецких наставлений. Всего до конца сотрудничества в Липецке было обучено 270 летчиков, в Германии на основе липецкого опыта еще 230. Естественно, что многие из них приняли участие во второй мировой войне. В то же время в Брауншвейге и Рейхлине немцы подготовили почти 2000 пилотов.

На таком самолёте учились в Липецке
На таком самолёте учились в Липецке

В Казани создали танковый центр, где за весь период сотрудничества обучились 30 немцев и 65 советских офицеров, также проводились испытания танков «Круппа» и четырех английских танков. Советские специалисты многое почерпнули у немцев. В советских танках Т-26, Т-28, Т-35 и БТ были применены элементы немецких конструкций (подвеска, сварные корпуса, внутреннее размещение экипажа, стробоскоп и наблюдательные купола, перископические прицелы, спаренные пулеметы, электрооборудование башен средних танков, радиооборудование, а также технические условия проектирования и постройки). Опять же немецкие наставления по стрелковой подготовке были положены в основу советского руководства. Именно по результатам сотрудничества произошел прорыв в теории военного искусства в 1932 г. было решено создать советские мехкорпуса.

Гросстрактор. Поставлялся для обучения в Казань
Гросстрактор. Поставлялся для обучения в Казань
Лейхтрактор. И на таких машинах учились в Казани
Лейхтрактор. И на таких машинах учились в Казани

Немцы строили в СССР завод по производству отравляющих веществ, в Подосинках и на объекте «Томка» велась проработка методов химической войны. Были попытки построить современные самолеты пустив в Фили фирму Юнкерса. Причем другие немецкие авиазаводы не нарушая Версальский договор перевели свои производства в другие страны. «Фоккер» в Голландию, «Дорнье» в Италию.

Что касается военно-промышленного сотрудничества, Советский Союз успел закупить множество единиц немецких станков и оборудования. На пяти старейших советских авиационных заводах от 40 до 90 % станков и оборудования были иностранного, главным образом, германского производства» (Зарецкий В.М., Козлов В.П., Найденов И.Н. История Военно- воздушных сил России. - Монино: ВВА, 2004. С. 201) (Шевченко С. И. Истребительная авиация ВВС Красной Армии накануне Великой Отечественной войны : состояние и взгляды на боевое применение в операциях фронтов: диссертация ... кандидата исторических наук. М., 2009. с. 26).

Советские командиры ездили на маневры рейхсвера, в СССР приезжали немецкие офицеры.

Гинденбург и советские командиры
Гинденбург и советские командиры

Совсем не заладилось сотрудничество с немецким флотом, рейхсмарине отказались от совместной работы по гидросамолетам, минам и не пускали представителей Красного Флота на свои маневры. Представители рейхсмарине откровенно считали, что «у русских учиться нечему». Они без помощи СССР создали в Турции, и в Финляндии, и в Испании, и на Балтийском побережье самой Германии не только базы по обучению личного состава, но и наладили производство морских самолетов, подлодок, военно-морского оборудования.

СССР оказывали и техническую помощь так в 1924 – 1925 гг. работала так называемая группа Шредера. Двое из группы, X. Йоханнесон и М. Фибиг, были заняты в научно-техническом комитете ВВС. С 1925 г. Фибиг работал в качестве инструктора-преподавателя в Академии Воздушного Флота (ныне военно-воздушная инженерная академия им. проф. Н. Е. Жуковского) в области использования авиации в ходе боевых действий и ведения войны в воздухе. Три технических специалиста были заняты в работе по конструированию и изготовлению авиамоторов, один из них создал в мастерских аэродрома в Тушино под Москвой стенд для испытания моторов, который затем был растиражирован в СССР. Еще один специалист в области стрелкового оружия в качестве советника был направлен в Серпухов в школу, специализировавшуюся в вопросах авиационного стрелкового оружия и бомбометания.

По совету рейхсвера частные фирмы показывали советским представителям все что только можно, из-за чего некоторые контракты так и не состоялись.

В 1930 г. заключены договоры с немецкими фирмами о поставке электроакустики, дизельмоторов, электрического рулевого аппарата, компасов, аппаратов для переключения и т. д. С фирмой «Дешимаг» в 1933 г. заключили договор о разработке проекта средней подводной лодки. С большой степенью вероятности советским специалистам были переданы все материалы по немецким подводным лодкам.

В августе 1925 г. группа офицеров рейхсвера под видом немецких коммунистов присутствовала на маневрах Красной Армии. В конце августа – начале сентября 1925 г. краскомы под видом болгар присутствовали на осенних маневрах рейхсвера. Делегацию возглавлял М. Н. Тухачевский. Поездки с этого времени стали регулярными. С 1927 г. маскарад прекратился, советские и немецкие офицеры приезжали в военной форме.

В 1930 г. углубилось сотрудничество по учебной линии, в Академию имени Фрунзе приехали преподавать три будущих генерал-фельмаршала Ф. Паулюс (впоследствий плененный в Сталинграде, командующий 6-й армией), В. Кейтель (впоследствии начальник штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии) и В. Модель («гений обороны», противник Красной Армии на Ржевской дуге).

В Красной Армии из поездок выжали все что только можно. Генерал Кестринг летом 1931 года писал фон Секту, что последствия военной поддержки, оказываемой СССР Германией, видны во всей Красной Армии.

«Наши взгляды и методы красной нитью проходят через все их военные положения».

А в 1935 году Кестринг после блестяще прошедших советских маневров заметил:

«Мы можем быть довольны этой похвалой. Все-таки эти командиры и начальники — наши ученики».
Маневры Красной Армии
Маневры Красной Армии

Член Революционного Военного Совета СССР И. П. Уборевич отмечал:

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей».
«Мне кажется, что вопросы тактические и методические по подготовке войск нами уже достаточно изучены. В этом отношении рейхсвер шел больше всего нам навстречу. Труднее обстоял вопрос техники, по которому большинство вопросов пытались умалчивать или говорить неполные данные тех технических достижений, которые у них имеются».
-6

10 апреля 1933 г. Ворошилову, был отправлен отчет краскомов и военного атташе в Германии, в котором они признавали технологическую мощь и высокое качество обучения:

«В области моторизации артиллерийского оружия и средств связи немцы стоят гораздо выше, чем это нам показывают. …Наши вузы являются кузницей массового производства, у них — поштучного — строго по заказу»

(Из отчета Левандовского о пребывании в Германии от 19 июля 1933 г. (РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 505, л. 78))

Заместитель председателя РВС СССР и заместитель наркома по военным и морским делам СССР Уншлихт писал 31 декабря 1926 г. в Москву, что заинтересованность Германии в СССР как «военной базе» уменьшилась, поскольку Германия в качестве базы для развития своей авиации начала использовать Францию, флота — Англию, артиллерии — Швецию. Кроме того, у немцев были базы в Финляндии, Испании, Голландии, Аргентине; «усилилось сотрудничество с Чили (флот, авиация, гидроавиация, газовое дело)», а также с Турцией. Таким образом, налицо была тенденция к уменьшению интереса Германии к СССР как в вопросе военно-политического сотрудничества, так и в вопросе сотрудничества райхсвера с РККА (РГВА, ф. 33987, оп. 3, д. 151, л. 3-5).

При вторжении в СССР технический уровень дал о себе знать. Красная Армия попала под удар подкалиберных снарядов пробивавших броню большинства советских танков. Отличные моторизованные артиллерийские тягачи вовремя подвозили тяжелую артиллерию в решающий момент боя, атакующую пехоту и танки поддерживали тоннами металла. Появился новый тип вооружения штурмовое орудие с 50-мм лобовой броней непробиваемой для советской 45-мм пушки, кроме совсем уже пистолетной дистанции 50 метров.

В итоге можно сделать вывод, больше училась Красная Армия. Потому что более передовой в военной сфере была все же Германия.

Спасибо за прочтение