Метилфенидат и другие психостимуляторы, первоначально разработанные для лечения синдрома дефицита внимания - гиперактивности, все чаще используются здоровыми подростками и взрослыми, стремящимися получить преимущество в учебной успеваемости и производительности труда. Однако, как эти препараты могут влиять на когнитивную деятельность, особенно в молодом мозге, остается неясным. Здесь мы рассматриваем современную литературу и подчеркиваем риски злоупотребления психостимуляторами у здоровых подростков и молодых людей. Мы пришли к выводу, что, хотя желание улучшить когнитивные способности, особенно с ростом стоимости образования и все более конкурентным характером стипендиальных программ, вряд ли уменьшится в ближайшем будущем, для научного сообщества крайне важно тщательно изучить эффективность и безопасность этих стимуляторов в здоровом населении на протяжении всего процесса развития. Нынешняя нехватка знаний о кривой "доза-ответ", метаболизме и когнитивных результатах у подростков после воздействия метилфенидата или других психостимуляторов может закрепить представление об этих препаратах как о "безопасных", когда это может быть неверно в отношении развития мозга.
Нарушение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее часто диагностируемых детских психиатрических расстройств, затрагивающим от 5% до 11% детей в возрасте 4-17 лет. За последние два десятилетия диагностика СДВГ в США возросла. Точная причина этого роста неизвестна, но может быть связана с улучшением диагностических тестов, повышением осведомленности о СДВГ или даже, возможно, конфликтом интересов (врачи умиротворяют обеспокоенных родителей). Диагноз во многом субъективен, и строгое соблюдение критериев DSM-V варьируется: многих детей по совету учителя доставляют к врачу первичной медико-санитарной помощи и в качестве первой линии лечения назначают метилфенидат (МПГ) или амфетамин (АМФГ), часто без строгого психиатрического тестирования. СДВГ, как полагают, возникает из-за дефицита нейротрансмиттеров дофамина (DA) и норадреналина (NE) в префронтальной коре (PFC), что приводит к нарушениям в исполнительной функции, вызывая симптомы импульсивности, гиперактивности опорно-двигательного аппарата, и нарушения суждения и социального поведения, и может привести к разрушительным нарушениям в учебной и профессиональной деятельности и ухудшению социальных отношений, если не лечить. Функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), полученные у лиц с диагнозом СДВГ, показали снижение кровотока в ПЭТ. Надлежащая функция PFC зависит от концентрации нейротрансмиттеров DA и NE, эти нейротрансмиттеры осуществляют контроль над исполнительной функцией в перевернутой кривой-U образом: как недостаточный и избыточный уровень приводит к ухудшению функции PFC. В течение всего периода полового созревания и в раннем зрелом возрасте PFC подвергается обширной синаптической обрезке. Такая задержка созревания может сделать мозг подростка особенно уязвимым к таким возмущениям, как наркомания, травмы и стресс. Фактически, многие психические заболевания, включая СДВГ, которые проявляются с нарушениями исполнительной функции, в основном диагностируются и лечатся у подростков и подростков. СДВГ и связанные со стрессом психиатрические расстройства включают в себя нарушения в рабочей памяти в качестве общего симптома, что еще больше усугубляет патологию PFC.
Психостимуляторы в настоящее время являются первой линией лечения СДВГ как у детей, так и у взрослых; из них наиболее широко назначается MPH. MPH оказывает терапевтический эффект, блокируя функцию транспортатора ПДД (ТДА) и норадреналина [NET, тем самым повышая биодоступность нейротрансмиттеров и корректируя дефицит, который, как полагают, вызывает СДВГ]. Первый стимулятор, одобренный для лечения СДВГ AMPH, блокирует повторный захват, но также увеличивает везикулярный выброс ДК; влияние на выброс ДК является основным действием при малых дозах. Существует большой объем исследований, подтверждающих вывод о том, что лечение психостимуляторами снижает симптомы СДВГ, в частности, гиперактивность. Однако, как другие психостимуляторы могут влиять на когнитивную деятельность, менее понятно в связи с различными дозами, разным возрастом испытуемых, а также тем фактом, что многие тесты исполнительной функции содержат неисполнительные домены, на которых после лечения психостимулятором отмечается улучшение. Например, MPH эффективен при повышении производительности на простое время реакции, парадигме переключения задач, фокусировании внимания, подборе слов и выполнении/невыполнении заданий у детей с диагнозом СДВГ, но не с пространственной рабочей памятью (ПРП), распознавании шаблонов, или заданиях с разделением внимания. Несмотря на это, стимуляторы, как представляется, улучшают когнитивную функцию в перевернутой кривой У, при этом более низкие дозы улучшаются, а более высокие дозы ухудшают различные аспекты познания.