В Азии не выжить, если не водить мотобайк, ведь пешком население почти не перемещается. Пешеходу здесь придется трудно. Отчасти, это правда - качество жизни и климат в странах, способствует пересаживаться на быстромобильные средства транспорта, которые стоят относительно дешево для большинства жителей, при этом на которых можно увезти все что угодно (перевозить холодильник на мопеде и ещё 4 детей, но обязательно быть в шлеме!), а о правах и правилах можно забыть.
Мы перемещались на байке по Таиланду, Индонезии, Вьетнаму, Шри-Ланке, Лаосу, Камбодже, Малайзии. В целом, намотали по Азии около 30 тыс. км на скутере, и прочувствовали на себе многое...
Азиатские дороги - ХАРДКОР
Это отсутствие правил и дистанции, игра в угадайку, отсутствие логики и развитие интуиции, а езда по встречке и тротуарам тут в порядке вещей. А чтоб не расслабляться всегда возникают дополнительные препятствия в виде прыгающих под колеса школьников и пьяных, бабушек на великах, мусорщиков, торговцев вдоль обочины, бешенных грузовиков, водителей машин (особо опасны, т.к. зачастую водят слабенько).
Не стоит забывать, что мы тут гости, и не можем диктовать свои правила, мы лишь подстраиваемся под то что есть.
Дорожное движение сначала вызывает панику, но, даже к такому напряженному движению привыкаешь - все движение на дорогах довольно плавное, не спешное, будто косяк рыбы, находится место всем. Спасают небольшие скорости езды (до 40), а пешеходов - такси, мототакси типа Граб или Убер, общественный транспорт.
Дороги, в основной массе, везде хорошие, ровные. Ехать одно удовольствие по бесшумному асфальту. Но, в глубинках хватает и бездорожья - на таких проткнуть колесо секундное дело. Заправки на каждом шагу, мастерских много - чинят всем районом.
Самое крутое в Азии это абсолютная свобода, на скутере можно увидеть настоящую местную жизнь, нетуристические места, до которых не добраться, если не водить. За эти 5 лет путешествий по Азии мы освоили навыки экстремального вождения по любой поверхности дорог, и увидели столько красивого вместе.
Из минусов скутера: жара или дождь, выхлопы авто и грузовиков, оглушающие гудки автобусов, грузовики могут закатать.
Если с Азией и их импровизацией на дороге все ясно, то абсолютно противоположная обстановка царит в Европе. Конкретно беру пока что посещенные нами Турцию и Балканы.
Здесь каждый шаг - правило. Дороги ровные, все безопасно, знаки дублируются, много платных паркингов, а по городу скорость не достигает и 60, в основном 40-50. Сказываются узкие дороги, местами горные и небольшое расстояние между городами. Местные водители бывают эмоциональны, могут сигналить и обгонять, но замечая арендованное авто обычно утихают. По ним можно легко определять сколько можно ехать и где могут располагаться посты ДПС.
Отличия от стран евросоюза есть - Турция и Балканы все равно больше автомобильные страны, о пешеходах здесь не так уж и беспокоятся: светофоры и зебры есть, но иногда встречаются крайне редко и не удобно, а вот тротуары местами и вовсе отсутствуют.
Большой плюс остальной Европы - поезда и автобусы, трамваи и метро, плюс автостоп или такси, велосипед, самокат и удобство пеших прогулок. Список вариаций передвижения огромен, при этом для каждого транспорта есть безопасная среда, и скутера явно уходят на задний план.
Подводя итог, выходит что везде есть свои плюсы и минусы. Каждый человек выбирает что ему комфортнее: автобус, такси, авто. Я обожаю ходить пешком, но в некоторых местах из-за больших расстояний это не возможно. Выбирая цена-качество-безопасность я выберу передвижение на своих двоих и импровизацию по ходу маршрута, перескакивая с метро на автобус, с автобуса на скутер и т.д.