Найти тему
Ирина Филиппова

Ребенок. Родитель. Взрослый.

Часто неосознанно, автоматически большинство людей играют определенные роли.

Этой теме посвящена книга основателя трансактного анализа Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.»

Трансактный анализ - это психотерапевтический метод, с помощью которого можно анализировать человека вовне, в общении с людьми, а также его внутренние проблемы через анализ взаимодействия его Эго-состояний.

По мнению Э.Берна каждый из нас в разной ситуации играет одну из трех ролей:

Родитель,

Ребенок,

Взрослый.

картина с просторов интернета
картина с просторов интернета

Эти роли не зависят от возраста личности. Как правило, все три роли присущи человеку, но существует одна излюбленная, которая повторяется в большинстве случаев.

Родитель учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, советует, опекает, контролирует, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует.

Взрослый трезво рассуждает, взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влиянию.

Ребенок эмоционально непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, не соблюдающий общие правила, импульсивный. Часто травмированный, обиженный, упертый, идущий на поводу, неуверенный, боящийся, виноватый и стыдливый.

В родительской позиции человек берет ответственность за себя, и это прежде всего ответственность за окружающих.

Во взрослой позиции человек принимает на себя только ответственность за себя.

В детской позиции человек не берет на себя никакой ответственности, перекладывая ее на других.

Собственное мнение родитель воспринимает как реальность фактическую, и это мнение несет субъективный характер. Есть его мнение и неправильное.

Взрослый четко разделяет субъективную и объективную реальности, мнения и факты.

Ребенок любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнения от фактов.

Отношение к развитию:

Родитель закрыт для развития, чаще создает видимость. И защищается от развития, делая вид, что и так все хорошо.

Ребенок боится развиваться и меняться, и делает это осторожно, с неохотой, по большей части от того, что внутренний Родитель, угнетенный внешними негативными обстоятельствами заставляет.

Взрослый готов и открыт к развитию и самопознанию, получая от этого удовольствие.

Отношение к проблеме:

Родитель часто не способен признать свою проблему, и по этой причине он не способен ее решить. Родителю присущи нечестность с самим собой, самообман, защитные реакции.

Ребенок способен честно признать свою проблему, и честно признать, что не способен ее решить из-за страха и неуверенности в себе и своих силах.

Взрослый объективно видит проблему, но воспринимает как задачу, которую он способен решить.

Для каждого из трех состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок – характерны свои вербальные и невербальные проявления.

Родитель использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, дает советы, когда в них никто не нуждается, частым проявлением бывают угрозы и приказы. В речи использует уменьшительно-ласкательные суфиксы, жесткие интонации, преобладают давлеющие позы и жесты.

Родитель употребляет «Мы»: - Мы идем в первый класс! или

- Мы устроились на работу или поступили в институт!

Для детской позиции характерны оправдания и отговорки, проявление своей слабости, игра «в жертву» с манипулятивной целью увеличить статус партнера и перевести его в статус Родителя для того, чтобы обрести «Спасителя». У Ребенка зависимые позы и жесты заискивающие, интонации оправдательные. В роли «Ребенка» просьбы озвучиваются в жалобной форме.

Тот, кому приятно было бы возвыситься и уважить свое Эго, с радостью принимает роль «Родителя» и разыгрывает роль «Опекуна».

Взрослый смело высказывает свое мнение, использует местоимение «я», у него нейтральные позы и жесты.

Трансактный анализ помогает осознать игры, в которые играют люди. Он очень эффективно работает в разрешении конфликтных ситуаций: муж-жена, отцы-дети, начальник-подчиненный.

Лучшая позиция общения Взрослый – Взрослый. Внутри каждого из нас живут три роли. Осознавая их, можно решать и внутренние конфликты.

Приведу небольшой пример: Вы не желаете рано вставать утром. Ребенок говорит: - Поваляюсь еще полчаса. Родитель напутствует: - Опоздаешь на встречу – сорвешь переговоры. Взрослый: - Чтобы переговоры были успешными, я могу успеть к ним подготовиться.

Для конструктивного общения полезно:

- вести диалог, используя местоимение «Я», «Вы» вместо безличных конструкций, по возможности ссылаться на свой личный опыт и выражать свою точку зрения;

- использовать короткие фразы, делать между ними паузы, чтобы собеседник имел возможность подумать над сказанным и задать вопросы;

- быть прямым и открытым в общении, избегать неопределенности и двусмысленности.