Найти тему

Подводный минный заградитель "Краб".

Подводный минный заградитель "Краб" . 1913 г.
Подводный минный заградитель "Краб" . 1913 г.

"Краб"- подводная лодка Русского Императорского флота времен Первой Мировой войны. Считается первым в мире подводным минным заградителем.

Построена по проекту русского конструктора М. П. Налетова, который занимался продвижением идеи подводного заградителя еще с 1904 г. Тогда работая инженером-строителем в Порт-Артуре, он предложил проект небольшой подводной лодки, способной скрытно от врага установить несколько якорных мин. На свои собственные средства и используя производственные мощности осажденного Порт-Артура, он построил прототип своего подводного заградителя из подручных материалов. На испытаниях прототип всплывал и погружался в гавани крепости, но после ее сдачи был уничтожен.

В 1906 г. М. П. Налетов предложил первый проект минного заградителя на 300 тонн водоизмещения. Постепенно, по мере проработки проекта, водоизмещение выросло до 500 тонн и в 1908 г. Морское министерство выделило средства на постройку корабля.

Подводный минный заградитель "Краб" был заложен на стапеле в конце 1909 г. Спуск на воду состоялся только в 1912 г. , боевой готовности лодка достигла только в 1915 г.

При надводном водоизмещении в 500 тон, "Краб" мог принимать на борт 60 специально изготовленных якорных мин. Максимальная надводная скорость составляла до 11 узлов, на этой скорости заградитель мог пройти расстояние в 1000 миль. При скорости в 8 узлов дальность действия удваивалась. Общая мощность четырех керосиновых двигателей составляла 1200 л. с., мощность двух электромоторов 600 л. с. Кроме мин заграждения на "Крабе" имелась 75 мм орудие и три торпедных аппарата калибра 457 мм.

Из-за постоянных поломок и переделок за годы Первой Мировой войны подводный заградитель смог совершить всего три боевых похода к берегам Турции. При этом подводная лодка до места постановки мин добиралась на буксире эсминца и только последние 50 миль шла своим ходом. Назад в Севастополь ее также отбуксировал эсминец. Достоверно известно только об одном погибшем на установленных "Крабом" минах турецком военном корабле.

В ходе Гражданской войны, подводный минный заградитель "Краб" был затоплен в 1919 г. английскими интервентами в Севастополе.

Михаил Петрович Налетов создатель подводного минного заградителя "Краб".
Михаил Петрович Налетов создатель подводного минного заградителя "Краб".

Испытания подводного минного заградителя Налетова  в Порт-Артуре
Испытания подводного минного заградителя Налетова в Порт-Артуре
Корпус подводного заградителя Налетова в Порт-Артуре.
Корпус подводного заградителя Налетова в Порт-Артуре.

Установка шпангоутов "Краба" на стапеле верфи "Наваль".
Установка шпангоутов "Краба" на стапеле верфи "Наваль".

-6

Строители подводного заградителя "Краб" незадолго до спуска корабля на воду.
Строители подводного заградителя "Краб" незадолго до спуска корабля на воду.
Спуск на воду минного заградителя "Краб". 1912 г.
Спуск на воду минного заградителя "Краб". 1912 г.

Подводный минный заградитель "Краб" на заводе Русссуд в мае 1913 г.
Подводный минный заградитель "Краб" на заводе Русссуд в мае 1913 г.
"Краб" на достройке на верфи "Наваль".
"Краб" на достройке на верфи "Наваль".

В Севастополе. 1914 г.
В Севастополе. 1914 г.
-12
"Краб" в годы Первой Мировой войны.
"Краб" в годы Первой Мировой войны.

"Краб" в годы Первой Мировой войны.
"Краб" в годы Первой Мировой войны.

-15
Погрузка мин на заградитель "Краб" перед первым боевым выходом.
Погрузка мин на заградитель "Краб" перед первым боевым выходом.

Подготовка ПЛ "Краб" к боевому выходу.
Подготовка ПЛ "Краб" к боевому выходу.
"Краб" в румынской  Констанце. 1916 г.
"Краб" в румынской Констанце. 1916 г.

"Краб" в сухом доке.
"Краб" в сухом доке.

В конце 1916 г. подводный минный заградитель "Краб" был поставлен на коренную реконструкцию, закончить которую из-за двух революций и Гражданской войны не удалось.

"Краб" на Мортоновском слипе во время модернизации. 1917 г.
"Краб" на Мортоновском слипе во время модернизации. 1917 г.
На Мортоновском слипе во время реконструкции. Видно что волновое ограждение рубки снято.
На Мортоновском слипе во время реконструкции. Видно что волновое ограждение рубки снято.

Спуск ПЛ "Краб"  на воду  в 1917г. во время ремонта и модернизации.
Спуск ПЛ "Краб" на воду в 1917г. во время ремонта и модернизации.
Увольнительный жетон матроса с ПЛ "Краб".
Увольнительный жетон матроса с ПЛ "Краб".
-24

Схема ПЛ "Краб".
Схема ПЛ "Краб".

-26
-27

-28

Фотографии взяты из открытых источников.

Спасибо за внимание. До встречи.

Хобби
3,2 млн интересуются