"Краб"- подводная лодка Русского Императорского флота времен Первой Мировой войны. Считается первым в мире подводным минным заградителем.
Построена по проекту русского конструктора М. П. Налетова, который занимался продвижением идеи подводного заградителя еще с 1904 г. Тогда работая инженером-строителем в Порт-Артуре, он предложил проект небольшой подводной лодки, способной скрытно от врага установить несколько якорных мин. На свои собственные средства и используя производственные мощности осажденного Порт-Артура, он построил прототип своего подводного заградителя из подручных материалов. На испытаниях прототип всплывал и погружался в гавани крепости, но после ее сдачи был уничтожен.
В 1906 г. М. П. Налетов предложил первый проект минного заградителя на 300 тонн водоизмещения. Постепенно, по мере проработки проекта, водоизмещение выросло до 500 тонн и в 1908 г. Морское министерство выделило средства на постройку корабля.
Подводный минный заградитель "Краб" был заложен на стапеле в конце 1909 г. Спуск на воду состоялся только в 1912 г. , боевой готовности лодка достигла только в 1915 г.
При надводном водоизмещении в 500 тон, "Краб" мог принимать на борт 60 специально изготовленных якорных мин. Максимальная надводная скорость составляла до 11 узлов, на этой скорости заградитель мог пройти расстояние в 1000 миль. При скорости в 8 узлов дальность действия удваивалась. Общая мощность четырех керосиновых двигателей составляла 1200 л. с., мощность двух электромоторов 600 л. с. Кроме мин заграждения на "Крабе" имелась 75 мм орудие и три торпедных аппарата калибра 457 мм.
Из-за постоянных поломок и переделок за годы Первой Мировой войны подводный заградитель смог совершить всего три боевых похода к берегам Турции. При этом подводная лодка до места постановки мин добиралась на буксире эсминца и только последние 50 миль шла своим ходом. Назад в Севастополь ее также отбуксировал эсминец. Достоверно известно только об одном погибшем на установленных "Крабом" минах турецком военном корабле.
В ходе Гражданской войны, подводный минный заградитель "Краб" был затоплен в 1919 г. английскими интервентами в Севастополе.
В конце 1916 г. подводный минный заградитель "Краб" был поставлен на коренную реконструкцию, закончить которую из-за двух революций и Гражданской войны не удалось.
Фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо за внимание. До встречи.