Найти тему
Азбука-Аттикус

5 интересных фактов о наших фантазиях

Оглавление
Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Одно из удивительных свойств человека — возможность придумывать истории. Это происходит постоянно: во сне, во время просмотра кино, на лекции. Люди не могут жить без фантазий и даже не всегда могут ими управлять. Мы собрали пять интересных фактов, которые это подтверждают.

Идеальные фантазеры — это дети

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Удивительно, но способность фантазировать проявляется в человеке, как только ему исполняется год. Уже тогда ребенок может представить, что банан — это телефонная трубка, а щепка в луже — корабль. В два он уже разыгрывает простые импровизации, например везет кого-то на машине или играет в дочки-матери. К этому возрасту дети учатся также менять голос в зависимости от того, чью роль они сейчас исполняют: скорее всего, принцесса будет говорить звонко и капризно, а волк — грубо и страшно.

В возрасте трех-четырех лет, как пишет Джонатан Готтшалл, для ребенка наступает «золотой век ролевой игры»: он может разыграть любую пьесу, сочиненную в собственной голове, и заставить всех восхищаться ею. Годам к восьми на ребенка начинают давить правила поведения и общественные нормы. Он прекращает рассказывать о своих фантазиях, но не перестает изобретать их — даже во взрослом возрасте.

Большинство детских фантазий — страшные

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Вы никогда не прислушивались к разговору дочери или младшей сестры с ее куклами или подружками? Если нет, даже не думайте начинать: с большей вероятностью они обсуждают ведьм, которые утаскивают детей в лес, злых грабителей или смертельные болезни. Существует книга, где собраны 360 историй, рассказанные детьми дошкольного возраста, и сюжету каждой из них позавидовал бы Стивен Кинг. Малыши повествуют о раненых котятах, страшных пожарах, убийствах и тюрьмах. Психолог Брайан Саттон-Смит пишет, что такие сюжеты характерны для рассказов большинства маленьких детей.

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

В чем же причина? Возможно, в том, что дети часто становятся свидетелями разговоров взрослых и потребляют контент, не предназначенный для них: новости, сериалы, радиопостановки, в которых так или иначе присутствуют насилие и страх. Возможно, не последнюю роль играют детские стихотворения, колыбельные и сказки, которые создавались несколько веков назад не только в развлекательных, но и в воспитательных целях. Вдумайтесь только: в оригинальной версии сказки про Золушку ее сестры отрубают себе пальцы, чтобы влезть в хрустальную туфельку, а в знакомой всем нам колыбельной ребенку угрожают тем, что ночью его не только укусит серенький волчок, но еще и в лес утащит. А возможно, дети действительно существа с другой планеты и просто знают гораздо больше нас.

Фантазия — это наркотик

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Пристрастившись к нему в детстве, человек уже не мыслит без него своей жизни. Не имея возможности придумывать для себя сюжеты с такой же непосредственностью и быстротой, как в четыре года, мы заменяем собственные фантазии чужими: идем в кино, читаем книгу, слушаем музыку. Любая история, рассказанная или пропетая, дарит нам эстетическое, а иногда даже физическое наслаждение — от эффекта сопричастности.

Психологи доказали, что, когда люди наблюдают за той или иной сценой в кино, их эмоции и чувства синхронизируются с чувствами персонажей. Главного героя бьют? Зрители испытывают неприятные ощущения: страх, отвращение, иногда даже боль. Если в фильме показывают еду, у них может возникнуть чувство голода или, напротив, насыщения. Даже если на экране ничего не происходит, люди могут сами додумать сюжет.

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Такой эксперимент провел советский режиссер Лев Кулешов. Он снял фильм, в котором было всего три сцены: тарелка супа, тело в гробу и красивая женщина. Между этими кадрами Кулешов вставил крупные планы лица актера. Когда фильм показали зрителям, они сказали, что после кадра с супом герой выглядел голодным, после кадра с гробом — грустным, а после кадра с женщиной — возбужденным. На самом деле все это время выражение лица актера не менялось, и человеческое сознание придумало свою интерпретацию. Просто чтобы не заскучать.

Писатели и поэты чаще подвержены психическим заболеваниям, чем другие люди

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова
«Западноевропейская литературная традиция порождена печальным обществом алкоголиков, завзятых игроков, страдающих маниакально-депрессивными психозами, сексуальных маньяков и сочетающих две, три, а то и все вышеперечисленные черты людей»,

— сказал как-то эссеист Брук Аллен, и, к сожалению, был прав. Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что около 87% знаменитых поэтов и 77% великих прозаиков страдали тем или иным психическим заболеванием: от шизофрении до биполярного расстройства.

Склонность к последнему ученые выявили даже у студентов, которые посещали семинары по поэзии. Возможно, разгадка этого феномена заключается в том, что творческие люди, особенно те, кто связан с постоянным сочинительством, удерживают в своей голове слишком много историй. Все они развиваются параллельно, а иногда переходят границы фантазий и вмешиваются в повседневную жизнь человека, заставляя его забыть, где правда, а где вымысел.

Теории заговора — неотъемлемая часть нашей культуры

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Наверняка, вы не раз читали весьма убедительные статьи о том, что Элвис Пресли и Майкл Джексон до сих пор живы, теракт 11 сентября устроило американское правительство, а на Луне ни разу не ступала нога человека. Да что уж там, весь этот коронавирус — один большой международный заговор, созданный с целью переделать мир. Таких предположений миллионы, и верит в них большое количество людей.

Теории заговора сочетают в себе реальные факты и выдумки и предлагают нестандартный взгляд на проблему, приукрашивая ее научными и антинаучными фактами. Как правило, такие теории возникают и становятся популярными среди образованных представителей среднего класса, которым хочется разобраться в несовершенстве Вселенной. В выдуманных версиях каждое отрицательное событие имеет свою причину и свое объяснение, поэтому людям иногда бывает легче поверить в инопланетян, чем в банальное стечение обстоятельств.

-9

Если вам интересно узнать больше о природе воображения и познакомиться с интересными примерами из поп-культуры, советуем прочитать книгу Джонатана Готтшалла «Как сторителлинг сделал нас людьми».