Найти тему
НУАР-NOIR

Криминальное бессмертие как вопрос этики (кино)

Кино-следы гангстерских войн в Марселе

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Французские города давно уже вызывают устойчивые ассоциации, которые активно эксплуатируются в кино. Весна и любовь – Париж, мистика – Лион, гангстеры и криминал – Марсель. Последний давно стал восприниматься как своего рода «бандитская столица Франции», несмотря на то, что в Париже преступлений совершается ни разу не меньше, да и тамошние бандиты ничуть не уступают марсельским

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Сегодня мы будем говорить о фильме, в известной степени содержащем аллюзии к одному из самых громких преступлений в мире, а именно, к так называемой «бойне в Санкт-Жераре», которая по количеству жертв даже оказалась «впереди» печально знаменитого «Дня Святого Валентина в Чикаго». Это преступление было апофеозом криминальных войн между марсельскими кланами. Тогда из тела одного авторитетов извлекли двадцать две пули и картечины.

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Печальные события в 14-ом округе Марселя (иначе говоря, Санкт-Жераре) не раз привлекли внимание кинорежиссеров. По их мотивам, например, был снят фильм «Преступники в ночи» (1980). Кроме этого явные сюжетные отсылки содержатся в ленте 2010 года «22 пули. Бессмертный», где главную роль исполнили Жан Рено

Афиша фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Афиша фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Вопреки тому, что фильм повествует о «жизни и быте» «гангстерских семей» Марселя, он в основе своей вовсе не про криминал. Кинокартина посвящена этически проблемам. В этом можно увидеть невольную перекличку с двумя криминальными лентами, а именно «Перекрестком Миллера» (1990) и «Путём Карлито» (1993). В первой из них как раз поднимается проблема этики, и в итоге гангстер, говорящий о ней, оказался в числе «проигравших»

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Шарли Матей (Жан Рено) - один из «крестных отцов города». Свой преступный путь он начал ещё в юности, и отнюдь не с воровства яблок. Он жестко мстит за смерть близкого ему криминального авторитета, после чего на протяжении десятилетий наводит страх на город и его банды. Однако со временем «старичок размяк» и решил уйти на покой. Он отошёл от дел, и, казалось бы, на этом его уголовная карьера должна закончиться. Однако на него совершается жестокое покушение.

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Непонятно каким образом выживший Матей отказывается мстить, так как не хочет развязывать гангстерскую войну, которая накроет волной преступности весь город. И здесь мы второй раз выходит на этические проблемы, которые для бандитов «смерти подобны». Оказывается, милосердие – это очень опасная для жизни штука. Невольно вспоминается концовка «Пути Карлито» - фильма, который мы упоминали ранее.

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Человек, который держал в жестком кулаке преступный мир Марселя, даже после ухода на покой вызывает страх, хотя бы потому, что он придерживается никому не нужной этики. А потому её нарушение, это открытый вызов. И собственно отсюда и проистекает решение убрать Матея. То есть этика это не столько полезный принцип, сколько реальная угроза для криминального существования.

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Впрочем, для фильма она ещё означает бессмертие главного героя. В какой-то момент у этики и милосердия обозначились реальные границы, и главный герой начинает мстить. Причем, с некоторой долей показушной театральности. Что вызывает в памяти «зарю нео-нуара», а именно киноленту «Выстрел в упор» (1967). Там главный герой, бандит со стажем тоже как бы вернулся с того света, и тоже начинает «крестовый поход», движимый принципами

Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)
Кадр из фильма "22 пули. Бессмертный" (2010)

Вообще-то получилось очень стильное и интересное кино, хотя и не лишенное некоторых недостатков. Подчас возникает ощущение, что лента должна была длиться два с лишним часа, но пришел продюсирующий её Люк Бесон и половину материала выкинул в ведро, дабы придать кинокартине более «удобный» прокатный формат (за оным такое водится). В итоге некоторые моменты и сцены кажутся скомканными, а диалоги в отдельных эпизодах подвисают в воздухе. Хотя это не способно испортить хорошего впечатления в целом.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару