Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Бронированный "Слон" от Фердинанда. Мифы и реалии легендарной немецкой самоходки.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Почему мы назвали знаменитую немецкую САУ легендарной? Да потому. что ни одна бронированная машина Вермахта не была окружена таким количеством легенд и домыслов. Она никогда не была массовой, стала результатом не самого удачного эксперимента в области танкостроения и, по большому счету, имела довольно скромное влияние на ход боевых действий. Но несмотря ни на что, её первое название - "Фердинад", явилось именем нарицательным.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Количество этих самоходок, бороздивших мощными гусеницами поля под Курском, на Украине и в Южной Европе. лишь немногим превышало экспериментальную партию. Стоимость махины, которая по назначению и возможностям имела вспомогательный статус, заметно крыла любой средний танк Вермахта и была сопоставима с ценой "Королевского игра". Им приписывают невероятные количества подбитой техники СССР и союзников, но подвергают сомнению и её эффективность и оправданность такой сложной конструкции для ведения тотальной войны. Как ни удивительно, всё это, в какой-то степени, правда!

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

"Фердинанд" или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) стал очередной попыткой действительно талантливого автоконструктора Фердинанда Порше ворваться в элиту танкостроения, наравне с фирмами Krupp, MAN и Rheinmetall.

Фердинанд Порше за рулем "Фольксвагена-Жука"
Фердинанд Порше за рулем "Фольксвагена-Жука"

Любопытно, что соревноваться в конкурсе на производство первой серийной тяжелой машины Вермахта ему пришлось с таким же новичком в этой сфере - фирмой "Хеншель", до той поры производившей что угодно: от паровозов, до пикирующих бомбардировщиков - но только не танки.

Штурмовик Henschel Hs 129 от фирмы Henschel-Werke. Фото из Яндекс-коллекции
Штурмовик Henschel Hs 129 от фирмы Henschel-Werke. Фото из Яндекс-коллекции

Такой военный заказ был лакомым куском и предприимчивый Порше, славившийся необыкновенным коммерческим чутьем, употребил всё свое влияние и хорошие отношения с верхушкой Рейха и лично Адольфом Гитлером, чтобы его получить. Дошло до того, что первую установочную партию Тигра "Порше" он выпустил на свой страх и риск, будучи уверенным в конечном успехе.

-6

Но его надежды на хороший куш разбились о косность военного лобби, которому "Тигр" от "Хеншеля", вполне справедливо, казался более приспособленным для массового производства.

Чутье обмануло конструктора "народного" автомобиля Фольксваген-Жук. Генералы, с упорством тяжелого танка, продавливали машину его конкурентов и в итоге добились своего. Почти сотня собранных Тигров "Порше" зависла мёртвым грузом и фюреру срочно пришлось изыскивать возможность пристроить изделия своего приятеля Фердинанда.

Фердинанд Порше возле прототипа своего "Тигра". Фото из Яндекс-коллекции.
Фердинанд Порше возле прототипа своего "Тигра". Фото из Яндекс-коллекции.

Тигр-неудачник стал базой для новой и безумно дорогой самоходной артиллерийской установки, скромно и со вкусом названной "Фердинанд". Наверное, в качестве утешения ему дали более длинное орудие, чем у серийного "Тигра". Оно точно также было сделано на базе легендарной зенитки "8-8", но имело дульную энергию почти в полтора раза больше. чем у танка концерна "Хеншель".

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

Пушка вышла действительно страшной и на тот момент пробивала все существующие танки, во всех проекциях. Сам " Фердинанд" был неповоротлив и подслеповат, зато имел толстую, совершенно непробиваемую обычными орудиями шкуру. Не то в спешке, не то по недомыслию, 65-тонную самоходку Порше забыли снабдить пулеметом, и в первых же боях это роковым образом повлияло на её боевую эффективность. Стоило будущему "Слону" потерять ход, и он тут же становился не самой сложной добычей советской пехоты.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Фердинанд за номером "501" в парке "Патриот". Фото из Яндекс-коллекции.
Фердинанд за номером "501" в парке "Патриот". Фото из Яндекс-коллекции.

Так случилось с машиной, с бортовым номером "501", отловленной советскими истребителями танков во время Курской битвы, в районе рабочего посёлка Поныри. Советская мина не смогла нанести "Фердинанду" смертельную рану, но экипаж предпочел ретироваться, не дожидаясь, пока красноармейцы поджарят его в обездвиженной и слепой машине. Так, в Музее в подмосковной Кубинке появился эксклюзивный экспонат. Один из двух "Фердинандов", сохранившихся на сегодняшний день.

В 1944 году системные недостатки САУ пытались исправить, дав ей командирскую башенку и курсовой пулемёт. Говорят, что Адольф Гитлер тогда попросил друга Фердинанда назвать свое детище поскромнее - "Elefant", или "Слон", что больше соответствовало традициям "зверинца" танковых войск Вермахта. Так его нередко называют в западной историографии. У нас за самоходкой прочно утвердилось имя её конструктора.

"Элефант" - модернизированный "Фердинанд". Фото из Яндекс-коллекции.
"Элефант" - модернизированный "Фердинанд". Фото из Яндекс-коллекции.

В дальнейшем слава "Фердинанда" далеко опережала его реальные успехи на фронте, и главное, реальное количество машин. Всего их произвели 91 экземпляр, включая четыре вспомогательных образца на той же базе. В ходе войны "Фердинандов" больше не выпускали, но почти ежедневно с фронтов поступали сводки об одном или нескольких уничтоженных САУ этого типа. Скорее всего, наши пехотинцы и истребители танков имели в виду слегка похожих на "Фердинанда" "Насхорнов" (Носорогов) и других представителей нацистского бронированного зоопарка самоходок.

 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV "Носорог". Фото из Яндекс-коллекции
8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV "Носорог". Фото из Яндекс-коллекции

Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если наш рассказ показался вам интересным. Спасибо!